Главные вкладки

    Консультация для родителей «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»
    консультация на тему

    Тростина Ирина Геннадьевна

    Консультация для родителей

    «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

    Подготовила :воспитатель высшей квалификационной категории Тростина Ирина Геннадьевна

     В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

    Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

    Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

    Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

    Таким образом,  актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.

    Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

    Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

     Задачи:

    - создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

    - проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

       однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

    - родители не слышат недостатков речи своих детей;

    - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

    Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

    Взаимосвязь работы учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:

    • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
    • логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
    • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
    • отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. А для этого нам необходимо лучше узнать семью воспитанника учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребенка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

    Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и педагогическую осведомленность. 

    Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, необходимо рационально спланировать работу с родителями по преодолению речевых нарушений у детей.    

    Можно использовать различные формы работы:

    - выступления на родительских собраниях;

    - индивидуальные консультации;

    - занятия-практикумы;

    - организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

             В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:

    - специальные «логопедические уголки»;

    - информационные стенды;

    - тематические выставки книг.

          Для удобства родителей логопед 2 раза в неделю работает в вечернее время. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над  чем еще поработать.

             Рекомендуется в течение года проводить в детском саду «День открытых дверей», чтобы родители посетили все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

        Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико-грамматических категорий, проводятся занятия и по обучению грамоте. К концу года дети вместе с родителями мастерят буквы из разного материала (поролона, пенопласта, пластилина, природного материала). Все эти поделки оформляются в общую картину-коллаж (например, «Трудный звук учу – с буквами дружу!», или «Трудный звук – ты наш друг») с фотографиями детей с логопедических занятий.

    Рассматривание результатов своего труда радует и детей, и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при создании картин, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.

    Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только паны и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

    На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упражнения, составляют схемы слов и т.д., т.е. все те задания, которые предстоит выполнять их ребенку. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребенком задания и не позволяют исправлять правильное на неправильное (как показывает практика, это иногда случается: ребенок, оправдываясь перед логопедом за ошибку, поясняет: «Я говорил маме, что звук стоит в середине, а она говорит, что в конце»). Помимо этого, родители получают рекомендации о том, каким играм, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.

     Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога.

    Использованы материалы:                             

    http://ds190.centerstart.ru/node/255

    http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-partnyorstvo-dou-i-semi


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

    Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе"

    Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи"...

    Консультация для родителей детей, посещающих логопункт, на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.               Задачи родителе...

    Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе

    Консультация для родителей на тему: "Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе"....

    Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....

    Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи в логопедической работе "

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недо...