Главные вкладки

    Консультация "Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе"
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Рузанова Лилия Алиевна

    Консультация родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл parnerstvo_dou_i_semi.docx30.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Департамент образования города Москвы

    Юго-Восточное окружное управление образования

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба

    Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:

    109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2

    тел.:    (495)658-72-84;факс 658-84-84

    e-mail:  doy1417@bk.ru

                                                         

                                                                                 

      Консультация родителям

    «Партнёрство ДОУ и семьи

    в логопедической работе».

                                                               Подготовила

    учитель-логопед Рузанова Л.А.

    Москва 2015 год

    Консультация родителям «Партнёрство ДОУ и семьи

    в логопедической работе».

    «Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от ... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека»

     В.А. Сухомлинский.

         Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

        В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.                  Семья для ребенка — одновременно и среда обитания,  и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
         Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих

    ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
          Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.
        Во-первых, родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
       Во-вторых, родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
        Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнать детей.
    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
        Задачи, которые ставятся перед родителями детей с нарушениями речи:
    - создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
    - проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
              Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
    - родители не слышат недостатков речи своих детей;
    - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы,

    теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенка необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна:

    • во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;
    •  во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

        Конечно, недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

        Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только папы и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

        Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога.

         

        В основу результативной организации сотрудничества ребенка, учителя – логопеда и родителей может быть положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, которая предполагает определенную последовательность, стадиальность работы.

         

         А поэтому, уважаемые родители, для того чтобы закрепить знания, умения и навыки, которые были приобретены на логопедических занятиях, достаточно соблюдать несколько простых правил:

        1. Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребенка словах.

        2. Выполняйте артикуляционные упражнения, автоматизируйте поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах, составляйте схемы слов и т.д.  Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 мин.
    В этом возрасте для детей важно игровое начало. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками, а можно привлечь и других членов семьи, предоставив роль учителя ребенку. Детям очень нравится быть взрослыми. Поощряйте их стремление, только не забывайте, что он должен правильно объяснять и показывать артикуляционные движения. Так, невзначай, из пассивного участника ребенок превращается в «учителя».

        3. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не забывайте спокойное, тихое и лёгкое чтение перед сном. Возраст до 7 лет – это период бурного развития детской фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Сказка на ночь не должна длиться больше 10-15 минут.

        4. Общеизвестно, что развитие мелкой моторики тесно связано не только с развитием речи, а также других психических процессов, но и со становлением и формированием личности в целом. Упражнения для развития пальцев рук можно выполнить где угодно: дома, в машине, на природе.

       Самыми простыми и доступными из них являются следующие:

    • собирание желтых, красных, синих цветочков; листочков; шишек; маленьких и больших камешков;
    • рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладонях различных геометрических фигур, линий, простых изображений;
    • перебирание белой и цветной фасоли, риса и гречки, гороха;
    • прищипывание прищепок;
    • выкладывание узоров из спичек;
    • наматывание шерстяных ниток.

       Запомните несколько простых правил. Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Не упустите этот шанс! Ученые давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают они развиваться не от раннего обучения чтения, письму или высшей математике, а от способности ребенка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

    Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе"

    Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи"...

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

    Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

    Консультация для родителей детей, посещающих логопункт, на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.               Задачи родителе...

    Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе

    Так с целью повышения педагогической грамотности родителей и внедрения инновационных форм взаимодействия с семьей, учителями-логопедами нашего ДОУ организована «Логопедическая школа для ро...

    Партнёрство ГБОУ и семьи в логопедической работе.

    Рассматриваются традиционные и современные методы взаимодействия педагогов с родителями....

    Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе.

              «Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспитательного воздей...