Мастер-класс "Кукла-закрутка"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Фарбаева Эвелина Рамилевна

Технология поделки куклы-закрутки из тряпочного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla-zakrutka.doc972 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад  комбинированного вида № 6 г. Агрыз

Муниципального района Республики Татарстан

Мастер - класс

Тема: "Народная кукла"

(Выступление на межрегиональном семинаре педагогов ДОУ

Тема:"Реализация программ доплнительного образования дошкольников в рамках ООП МДОУ детского сада №6 г.Агрыз ")

Воспитатель первой

квалификационной категории

Фарбаева Эвелина Рамилевна

Агрыз -2014

                                                    Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.          

                                                                                                                                                           В.А.Сухомлинский

        Уже более двадцати лет моё хобби – РУКОДЕЛИЕ, которое со временем стало большей частью моей жизни.  Именно в рукоделии  я могу воплотить все свои мысли, желания и фантазии, даже самые смелые и необычные.  Ещё в школе начала шить, вязать, вышивать себе вещи, чтобы выглядеть  не как все, в  педагогическом колледже на уроках  декоративно-прикладного искусства мои работы отличались оригинальностью.  Работая в школе учителем технологии, старалась научить девочек и даже мальчиков азам кройки, шитья, вязания и вышивания.  

       С 2009 года работаю в детском саду №6, но и с малышами можно творить чудо из ткани и ниток.  Поэтому сразу набрала группу девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста на кружок «Волшебные лоскутки».

        Составляя программу по ручному труду для среднего дошкольного возраста, я опиралась на возрастные особенности и психомоторное развитие детей 4-5 лет (в  начале учебного года  четверо ребят не могли держать правильно кисточку, не то что иголку), перечитала много литературы. После чего пришла к тому, что  обучение нужно начать со знакомства детей с тканями, их разновидностями, что изготавливают из той или иной ткани;  познакомила с лицевой и изнаночной стороной.  Дети научились наносить клей на ткань (это намного сложнее, чем на бумагу) и составлять не сложные композиции  вначале из двух-трёх деталей, а затем создавать сложные для их возраста панно и коллажи. В мае 2010 года воспитанники  кружка участвовали в районном конкурсе детского декоративно-прикладного творчества «Рукотворное чудо-2010» и заняли четыре призовых места в разных номинациях. Я считаю, что это высокая оценка за достижения детей в «рукоделии».

     В новом учебном году  я решила не останавливаться на достигнутом и продолжила работу с этими же детьми, поставив перед собой и детьми такие задачи:

-   познакомить детей с швейной иглой, с миром народной  куклы;

-   научить вдевать нить в иглу, завязывать узелок,  изготавливать несложные изделия из бусин, лент, ткани, мастерить куклу-пеленашку, куклу-закрутку, куклу-бессонницу, куклу-кувадку;

-   развивать интерес к народным куклам, творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа;

-   воспитывать чувство формы, цвета,  ритма, пропорции,  глазомер, эстетический вкус.

 

                                             ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Древнейшие на земле куклы были обнаружены при раскопках в Египте. Их возраст более четырех тысяч лет. Эти куклы были вырезаны из деревянных дощечек.

В Древней Греции и Риме куклы делали из самых разнообразных материалов — кожи, дерева, кусочков ткани, драгоценных металлов и слоновой кости.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца — природы.

Так и дети... И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу. У других были дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В народной жизни кукле отводилась важная роль. С момента своего появления кукла участвовала в обрядах и ритуалах, детской и взрослой игре, триумфальных и карнавальных шествиях, праздничных увеселениях.

Нарядно одетая кукла украшала свадебные столы. Возможно, отголоском этой традиции стала кукла в свадебном наряде на машине жениха и невесты. Так, Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семечиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы.

    Кукла была символом продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (сделанные без шитья иголкой) и шитые. Наиболее простой свернутой куклой считается кукла «Куватка», бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Куваток делали из однотонной ткани разных цветов и вешали возле колыбели. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая у него радостное настроение.

Для изготовления кукол использовали разный материал текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и неназойлива по декоративному решению.

Предлагаю вам попробовать изготовить одну из самых простых и распространенных текстильных кукол. Ее могут мастерить дети дошкольного и младшего школьного возраста.

                                                ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА.

Технологическая карта.

1. берем лоскут толстой ткани или ватина и скатываем трубочкой в руках; посередине зама    

    тываем ниткой — высота готовой трубочки должна быть около 11 см;

2. берем квадратный лоскут светлой набивной или однотонной хлопчатобумажной ткани и

    накрываем трубочку сверху (уголком);

3. отступаем от верха трубочки 1,5—2 см и перевязываем швейной ниткой по линии шеи;

4. складываем оба конца для рук таким образом, чтобы срезы ткани оказались внутри;

5. берем нитки  и завязываем рукава у запястий куклы;

6. небольшой лоскут ткани розового или бежевого цвета накладываем на лицо куклы и закрепляем ниткой по линии шеи;

7. берем тесьму, обматываем голову куклы, чтобы получился кокошник, на затылке закрепляем      

    ниткой;

8. берем треугольный лоскуток ткани и завязываем вокруг шеи платок так, чтобы кокошник

     остался открытым;

9. берем прямоугольный лоскуток цветной ткани и оборачиваем нижнюю часть туловища,        

    чтобы получилась юбка;

10.подбираем отрез кружева или шитья (возможно, цветную нить или узкую тесьму),                  

      накладываем на юбку и обвязываем цветной ниткой (кушаком) вокруг талии, чтобы    

      получился красивый передник.

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\сканирование0016.jpg