Памятка для родителей по подготовке ребёнка к исследованию слуха.
консультация на тему

Артемова Лилиана Леонидовна

При первом подозрении на снижение слуха у вашего ребёнка необходимо как можно быстрее выявить, в какой степени он снижен. Но к исследованию слуха ребёнка необходимо специально подготовить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по подготовке ребёнка к исследованию слуха.

При первом подозрении на снижение слуха у вашего ребёнка необходимо как можно быстрее выявить, в какой степени он снижен. Но к исследованию слуха ребёнка необходимо специально подготовить.

Прежде всего его нужно научить по сигналу взрослого (взмах рукой, флажком, хлопок в ладоши и др.) выполнять какое – либо действие (катить мяч, паровоз, перешагивать верёвочку, добегать до двери и др.). сигнал взрослого ребёнок должен видеть. Желательно, чтобы второй взрослый (или старший ребёнок) помог в организации упражнений. Один взрослый подаёт сигнал в 1 – 2 метрах от малыша, помощник действует вместе с ребёнком. По взмаху Вашего флажка ребёнок катит мяч (паровоз, машину и пр.). необходимо постепенно добиваться того, чтобы малыш ждал сигнала (т.е. не начинал действовать без него) и самостоятельно без подсказки катил по сигналу мяч. Это упражнение нужно проводить интересно для ребёнка, весело. Для этого важно менять действия, которые выполняет ребёнок по сигналу, например: 2 –3 дня он катает мяч, затем – паровоз (машину и т. п.), потом по Вашему естественному жесту ''Иди ко мне'' бежит к Вам или ведёт куклу (машину, мишку и т. п.). Полезно поменяться с малышом ролями: он подаёт сигнал, а вы выполняете действие. Когда ребёнок научится ждать сигнала (т.е. поймёт условие игры) необходимо переходить к выработке реакции на видимый речевой сигнал.

Вы садитесь за стол напротив малыша, кладёте его и свои руки на стол, а около них – крупную пуговицу; обращаете внимание на свои губы и голосом разговорной громкости произносите слогосочетание (например: папапа, пипипи или пу______). В момент Вашего произнесения Вы рукой малыша берёте пуговицу и бросаете её в баночку (или надеваете кольцо на стержень пирамиды, кладёте кубик в кузов машины и т.п.). это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребёнок не начнёт сам (без Вашей подсказки и помощи) выполнять действие в момент произнесения слогов. На это обычно требуется от 5 до 8 занятий. Длительность пауз между произнесением слогов нужно постоянно менять, иначе ребёнок будет реагировать не на звук, а на ритм, в котором Вы подаёте речевой сигнал. Не надо требовать и ждать от малыша повторения слогов: он должен отвечать на сигнал определённым действием (бросать пуговицу, надевать кольцо пирамиды и т. п.). во время этой работы Вы не должны произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных.

Когда ребёнок начнёт чётко работать, видя Ваши губы, сядьте рядом с ним и голосом разговорной громкости произнести слогосочетание (например: папапа) у самого его уха. При этом малыш ощущает струю выдыхаемого Вами воздуха: есть струя – бросайте пуговицу в баночку, нет – ждёт сигнала, т.е. когда Вы начнёте произносить слоги. Если ребёнок не реагирует на сигнал, то нужно повторить слогосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в баночку (или выполнять другое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не начнёт сам выполнять действие в момент произнесения слогов. На это, как правило, уходит 1 – 2 занятия.

И, наконец, Вы приступаете к основной части работы: выясняете слышит ли ребёнок голос разговорной громкости и на каком расстоянии. Для этого Вы вновь произносите слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребёнка, но уже с использованием экрана, который закрывает струю воздуха. В качестве экрана может выступать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать Ваше лицо до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребёнка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы малыш боковым зрением или в зеркале, или в другом отражающем предмете не мог увидеть Ваше лицо, в момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребёнок бросает пуговицу (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он реагирует на звучание слогов (т.е. не выполняет ответного действия), то нужно усилить голос до громкого. После того, как будет выработана чёткая реакция на громкий голос около уха (это доступно всем детям) надо снижать его громкость, пытаясь научить ребёнка реагировать на голос разговорной громкости. Как только малыш научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (с экраном) голосом разговорной громкости попытайтесь увеличить расстояние от уха ребёнка: на 5 – 10 – 20 – 50 см т.д. Дети с разным слухом слышат голос на разном расстоянии (некоторые слышат только громкий голос). Если реагирует на голос разговорной громкости на 1 м и более, нужно проверить, слышит ли он шёпот, сначала у ушной раковины, затем дальше. Работа проводиться аналогично тому, как описано выше: сначала слоги произносятся шёпотом так, чтобы ребёнок видел Ваши губы, затем на ухо без экрана и, наконец, на ухо с экраном.

Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно (желательно 2 – 3 раза в день); продолжительность занятия – 3 5 минут. Для поддержания интереса нужно менять материал, с которым работает ребёнок: несколько дней с пуговицами, потом – с кольцами пирамиды, с кубиками, с горохом, с картофелем и т. д. При проведении данных упражнений помните, что нельзя сразу после произнесения слогосочетаний убирать экран, закрывающий лицо и струю воздуха, смотреть на ребёнка. Иначе он будет реагировать на Ваше поведение, а не на звук: убрали экран или посмотрели на него – бросит пуговицу.

        Проведение упражнений несложно, Вы с этим обязательно справитесь, ускорите исследование слуха у Вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по подготовке ребёнка к посещению детского сада

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. . Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Одна...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...

Памятка для родителей о подготовке ребёнка к школе.

Этапы готовности ребёнка к обучению в школе. ...

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Памятка "Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе"

памятка для родителей "Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе"...

Памятка для родителей по подготовке ребёнка к школе.

У каждого родителя ребенка дошкольного возраста наступает момент, когда этот вопрос становится самым важным «Как подготовить ребёнка к школе?»....