Консультация-практикум «Дети и родители на школьном старте»
консультация (подготовительная группа) на тему

Кривошеева Елена Николаевна

Современная педагогическая практика столкнулась с тем, что дети не хотят учиться в школе и слабо проявляют познавательный интерес. Подготовка детей к школьному обучению является комплексной задачей целого ряда специалистов. При этом особая роль отводится педагогу – психологу. Именно в его компетенции находится проведение диагностики психологической готовности детей к школе как одного из самых важных показателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

Консультация-практикум

«Дети и родители на школьном старте»

Педагог – психолог

Е.Н.Кривошеева

Моршанск

        Современная педагогическая практика столкнулась с тем, что дети не хотят учиться в школе и слабо проявляют познавательный интерес. Подготовка детей к школьному обучению является комплексной задачей целого ряда специалистов. При этом особая роль отводится педагогу – психологу. Именно в его компетенции находится проведение диагностики психологической готовности детей к школе как одного из самых важных показателей.

        Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

        Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

        Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально – психологическая готовность, эмоционально – волевая готовность, умение учиться.

Роль педагога – психолога в диагностике готовности детей к школе

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Решая вопрос о готовности ребенка к школе, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, формирование психомоторных и умственных способностей и т.д. Другими словами, физиологическую, социальную и психологическую готовность.

      Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально-волевая готовность.

Компоненты готовности к школе

•Личностная готовность

•Интеллектуальная готовность

•Социально – психологическая готовность

•Эмоционально – волевая готовность

•Умение учиться

Личностная готовность

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

/С.К.Нартова – Бочавер, Е.А.Мухортова «Скоро в школу» /тест для детей «Что я знаю о школе?», «Хочу ли я в школу?»

Интеллектуальная готовность

•Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

/Л.В.Вагурина «Я начинаю учиться» /выпуск 1/тест «Что я знаю?», «Чему я научился?»/

/Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога»/тест Керна – Йерасика, «Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йерасика»/

/Е.И Рогов «Настольная книга практического психолога» /Методика «Графический диктант» /разработана Д.Б.Элькониным/

Социально – психологическая готовность

•Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, педагогом. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

/И.А.Барташникова, А.А.Барташников «Учись играя»/тест «Степень психосоциальной зрелости»/методика С.А.Банкова/

Эмоционально – волевая готовность

•У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца; к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой  возможно и развитие и протекание учебной деятельности.

Умение учиться

Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

Функции педагога – психолога при определении готовности детей к школе

•Психологическая диагностика уровня готовности детей к школе (сентябрь, январь, май);

•Коррекционная и развивающая работа с детьми, испытывающими трудности при подготовке к школе (групповая, подгрупповая, индивидуальная);

•Развитие и гармонизация эмоционального состояния детей;

•Оптимизация процесса преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников детского сада;

•Консультация родителей и педагогов по вопросам подготовки детей к школе;

•Рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе.

Методики диагностики психологической готовности детей

  • Тест школьной зрелости Керна – Йерасека (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп или ей дан чай); срисовывание группы точек);
  • Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йерасека;
  • Методики Д.Б.Эльконина и А.Л Венгера:

         -графический диктант (на листе в клетку по поставленным заранее                  точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого);

         -«образец и правило» (одновременное следование в своей работе по образцу (задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником));

  • Тест школьной зрелости Н.И.Гуткиной «Домик» (срисовывать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв);
  • Методика А.Л.Венгер «Лабиринт».

Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти.

Педагог – психолог призван помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

Руководствуясь рекомендациями педагога – психолога, родители могут дать объяснения, зачем ходят в школу /лучше это сделать в виде игры «Угадайте, что такое особенное делают только в школе»/ или доверительной беседе.

В «родительском уголке» вывешивается список тем для бесед с ребенком, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми – партнерами), картинки из школьной жизни для обсуждения, рекомендации родителям будущих первоклассников, консультации.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.

Умеет ли будущий школьник

  1. заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
  2. правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
  3. действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
  4. действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого, а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
  5. хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх – низ, над – под,  направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого);
  6. ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше – позже, сначала – потом, одинаковое – разное;
  7. запоминать короткие стихотворения.

 

Слагаемые школьного успеха

•Психофизическое здоровье

•Интерес к школе, желание учиться, стать школьником

•Желание и умение общаться с окружающими

•Положительное самоощущение, самооценка

•Нравственно – волевая готовность

•Специальная готовность (умение писать, считать, читать)

Качества, необходимые будущему первокласснику

•Дисциплинированность – охотное и своевременное выполнение требований взрослых, поручений и обязанностей, умение согласовывать свои интересы и желания с интересами окружающих.

•Организованность – умение следовать поставленной цели, поддерживать порядок на своем рабочем месте, рационально использовать время.

•Ответственность – понимание значимости и необходимости выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других, готовность держать ответ за порученное дело.

•Настойчивость – умение мобилизовать усилия в работе, довести дело до конца.

Самостоятельность – умение найти себе дело, создать условия для игр, занятий, выполнять работу без посторонней помощи.

•Аккуратность, опрятность – умение следить за своим внешним видом и содержать в порядке свои вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: "Дети и родители на школьном старте"

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»). Цель: помочь родителям детей, находящихся на шк...

Консультация для родителей «Дети и родители на школьном старте»

Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи....

Консультация для родителей подготовительной группы "Дети и родители на школьном старте".

Поступление в школу - это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальн...

Консультация для родителей «Дети и родители на школьном старте»

Консультация для родителей «Дети и родители на школьном старте»Вот скоро заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дош...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители - равноправные партнеры («Дети и родители на школьном старте»). «Здоровье ребенка в наших руках»

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...