Рекомендации логопеда родителям (практический опыт коррекции речи)
консультация на тему
Разъяснение молодым родителям необходимости выполнения рекомендаций логопеда, занимающегося с их ребенком, а также объяснение той роли, которую играют его методические советы, связанные с особенностью проведения домашних заданий — важнейшие аспекты логопедической помощи детям. В статье последовательно рассматриваются вопросы организации эффективной совместной работы логопеда и родителей, методы проведения занятий в домашних условиях, особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком, значение и виды игры при проведении занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда родителям
(практический опыт коррекции речи)
Разъяснение молодым родителям необходимости выполнения рекомендаций логопеда, занимающегося с их ребенком, а также объяснение той роли, которую играют его методические советы, связанные с особенностью проведения домашних заданий — важнейшие аспекты логопедической помощи детям. В статье последовательно рассматриваются вопросы организации эффективной совместной работы логопеда и родителей, методы проведения занятий в домашних условиях, особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком, значение и виды игры при проведении занятий.
Организация эффективной совместной работы логопеда и родителей
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто работникам детского сада, а также начальной школы приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?»
Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.
Логопед и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним. Родители должны иметь хотя бы самое общее, а лучше конкретное представление о логопедическом массаже и развитии мелкой моторики. Особое внимание следует уделить фонематическому восприятию и тем этапам развития ребенка, которые связаны с этим процессом: неречевые, гласные звуки, постановка звуков, их закрепление, введение в речь, автоматизация и дифференциация звуков.
Проанализируем эффективность занятий с ребенком в зависимости от степени участия родителей. У логопеда в детском саду занятия с детьми редко превышают 2 ч в неделю. Количество времени, которое ребенок проводит дома в контакте со взрослыми, существенно превышает эту цифру. Ниже приведена таблица, составленная в результате наблюдений за процессом коррекции речи у детей, посещающих детский сад и прошедших курс занятий у логопеда. В ней показана зависимость времени коррекции для относительно простого случая — постановки звука [л'] и рассмотрены результаты сложной и трудоемкой работы, требующей значительных усилий и от логопеда, и от родителей, и от самого ребенка (постановка звука [р]).
Как видно, даже для относительно простого случая коррекции речи разница во времени весьма существенна, в сложном случае она возрастает, причем в основном за счет отсутствия или слабой работы родителей с ребенком.
Коррекция речи у детей с ФФНР
Возраст ребенка | Время работы с логопедом (количество часов в неделю) | Уровень работы родителей с детьми по зада- нию логопеда | Общее время, необходимое для дос- тижения результата, мес. |
Постановка звука [л'] | |||
4—5 | 2 | Низкий | 6 |
Средний | 5 | ||
Высокий | 3 | ||
5—6 | 2 | Низкий | 4 |
Средний | 3 | ||
Высокий | 2 | ||
Постановка звука [р] | |||
4—5 | 2 | Низкий | 12 |
Средний | 8 | ||
Высокий | 6 | ||
5—6 | 2 | Низкий | 10 |
Средний | 7 | ||
Высокий | 4 |
Методы проведения занятий в домашних условиях (выдача заданий детям и мотивация занятий)
Дети в возрасте до 5—6 лет не в состоянии выдержать «великое сидение» на уроке. После 5, максимум 10 мин занятий их внимание рассеивается и никакими мерами поднять результативность занятий невозможно. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне очень прост и давно известен: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.
Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств ребенка (зрение, осязание, обоняние, вкус).
Не следует полагаться на «чужие» источники информации и зрелищ. Прежде всего это касается телевидения. Большое количество времени, проводимое у экрана, оказывает пагубное влияние не только на здоровье ребенка. Отсутствие правильной речи (и фонетически и стилистически) у героев многочисленных современных мультфильмов, а также в рекламных роликах неизбежно приводит к невнятной, нечеткой, невыразительной речи ребенка, искаженной многочисленными, часто нелепыми, восклицаниями и чужеродными заимствованиями.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком
Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.
Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, а зачастую и активная поддержка, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, или говоря научным языком, наличие обратных связей, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи.
Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны прежде всего с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением. Не меньшее значение имеет четкое, быть может, даже несколько усиленное интонационно произношение окончаний, связанное с произносимым предлогом или производимым действием.
Виды игры и ее значение при проведении занятий
Наиболее эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Высшей формой таких игр, по нашему мнению, предстает умение ребенка самостоятельно распределить роли в игре и выдать задания взрослым участникам: маме, папе, бабушке. Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.
Так, игра предлогами может быть проведена в варианте «шкаф и игрушка»: игрушка в шкафу, игрушка на шкафу, игрушка за шкафом, игрушка под шкафом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: стул — стульчик, стол — столик, кровать — кроватка с обязательной демонстрацией предметов. При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «одна — много»: одна ложка — много ложек, одна кружка — много кружек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)
Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-488920-1419423238.jpg)
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-867287-1481888526.jpg)
Доклад для родителей «Практический опыт работы с эмоционально-волевыми нарушениями у дошкольников»
Муниципальный уровень, круглый стол для родителей «Радуга детских эмоций», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 11.04.2019г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891146-1486529125.jpg)
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи.Исходя из намеченной цели, решаются следующие задач...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/09/picture-1036378-1670573244.jpg)
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно поня...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1417857-1661803173.jpg)
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье.Родителям важно понять, ...