Главные вкладки

    Детские страхи.(в помощь родителям)
    консультация на тему

    Башмакова Екатерина Викторовна

    Статья о детских страха.консультация для родителей о детских  страхах и причинах их появления, о том, как предотвратить возникновение страхов у ребёнка и как бороться с уже существующими страхами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detskie_strahi.docx21.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детские страхи.

    Консультация в помощь родителям

    Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития.

    Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира.

    Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития.

    В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

    Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

    В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

    В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).

    В 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

    В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

    От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

    В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

    Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

    В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

    В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

    Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

    Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические».

    В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.

    Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.

    Ребенок чего-то боится, если:

    -Беспокойный сон с кошмарами.

    -Трудности при засыпании.

    -Боязнь темноты.

    -Пониженная самооценка.

    Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

    Причинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства:

    - действительно травматический опыт, полученный ребенком (например, укус собаки);

    - нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти);

    - нарушение отношений с родителями;

    - психические заболевания;

    - другие чувства и желания, которые прячутся за страхом, как за маской (например, ребенок боится оставаться один). Такой страх может быть истинным, а может служить инструментом влияния на родителей, контроля их жизни.

    Разобраться в скрытых причинах до конца под силу только специалисту в этой области. Родителям же важнее учитывать факторы, способствующие появлению страхов.

    Во-первых, чрезмерная опека. Если родители стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.

    Во-вторых, разговоры взрослых о болезнях и несчастьях. Если взрослые в семье склонны к пессимизму и сами видят в жизни прежде всего неприятности и трудности (что выражается в частых разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостности. Ведь маленькие дети воспринимают большой мир через призму взглядов своих родителей, а в данном случае получаемое изображение не сулит ничего хорошего.

    В-третьих, чрезмерная напряженность и непонимание в семье. Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется напряженность и непонимание между членами семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода родителей.

    В-четвертых, неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Если родители ведут себя излишне мягко, все время сомневаясь в правильности своих действий по отношению к сыну или дочери, то это тоже неблагоприятно сказывается на его (ее) развитии Для психологического благополучия детей нужно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надежно защищает. В противном случае у ребенка возникают внутренние "ограничители" в виде страхов.

    В-пятых, отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.

    Так что прежде чем приступить непосредственно к работе по уменьшению (или устранению) страхов у вашего сына или дочери, постарайтесь выявить все обстоятельства, которые могут влиять на возникновение этой эмоции, и принять соответствующие меры по их изменению.

    Как избежать возникновения и закрепления страхов?

    Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

    -Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

    -Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

    -Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

    -Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

    -Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

    -Повышайте самооценку малыша.

    -«Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

    -Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение. 

    Как помочь ребенку испытывающему страхи?

    Сразу оговоримся, что приведенные в этой статье советы помогут вам справиться с естественными (обычными) страхами детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

    Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: рисование страхов; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.

    -Выясните причину страха.

    -Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

    -Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

    -Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

    -Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

    -Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

    -Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

    -Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

    -Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

    -Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).

    -Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

            Педагог-психолог Башмакова Екатерина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детские страхи (презентация для родителей)

    Причины детских страхов, творческие приемы борьбы со страхаи, профилактика переживания ребенком сильного страха....

    "Когда возникают детские страхи?" (Консультация для родителей).

    Познакомить родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста, с некоторыми приёмами борьбы со страхами....

    Консультация для родителей Адаптация детей в детском саду "В помощь родителям!"

    Что такое адаптация? Как преодолеть трудности адаптации и детям и родителям....

    ДЕТСКИЕ СТРАХИ: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    "ДЕТСКИЕ СТРАХИ: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"...

    Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

    Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

    Памятка "Коррекция детских страхов с помощью сказок"

    Даются советы и рекомендации по устранению страхов у детей с помощью сказок...