Консультация для родителей "Постигаем смысл слов"
консультация (старшая группа) на тему

Никитина Татьяна Ивановна

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других словарный запас небольшой. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они  понимали многозначность слов и их различные оттенки.Предлагаю  систему упражнений, предусматривающие обогащение словаря ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postigaem_smysl_slov.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Постигаем смысл слов

(Консультация для родителей)

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других словарный запас небольшой. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они  понимали многозначность слов и их различные оттенки.

Смысл слов дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего.

Сейчас родовые понятия дифференцируются: животные- домашние и дикие; посуда- столовая, кухонная, чайная. Нужно учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, пластмассовый, резиновый).

Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию (Чем предметы не похожи? Чем похожи?) Взрослый описывает предмет, а ребенок отгадывает, что это такое. Сначала дети учатся понимать загадки ( и по описанию внешнего вида предмета, и по его назначению), а затем дети сами начинают придумывать загадки.

Предлагаем систему упражнений, предусматривающие обогащение словаря ребенка.

1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки?

(Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные).

 Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая? Что это? (Береза)

 2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает)

Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю, тьму разгоняет. Что это? (Солнце)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолет, бабочка, листья)

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно)

4. Подбор синонимов. Большой- огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (…). Дворник взял метлу, он будет (…). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (…).

 6. Распространение и дополнение предложений.  

Дети идут (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево (Какое? Почему? Зачем? Когда?)

7. Составление части целого. Дерево- ствол, ветки, сучья.

8. Составление предложения с определенным словом ( или несколькими словами).

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.

(Никитина Т.И, воспитатель структурного подразделения «Детский сад «Родничок», ГБОУ ООШ№9, г.о.Новокуйбышевск)

Консультация для родителей

«Постигаем смысл слов»

Группа «Смородинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Плохие слова" педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского.

Каждый ребёнок уникален. Но он не может развиваться за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение ...

Консультация для воспитателей "Ласковое слово - мастер дивных дел"

Консультация для воспитателей "Ласковое слово - мастер дивных дел"...

Консультация для родителей "Бранные слова"

Когда ребенок взрослеет, расширяется круг его общения, увеличивается словарный запас. Однако иногда в лексиконе малыша появляются такие слова, слышать которые родителям совсем бы не хотелось! Разобрат...

Консультация для родителей «Постигая смысл слов».

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пас...

Консультация для воспитателей. Художественное слово как средство художественно- эстетического развития детей

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она имеет огромное воспит...

Свободная игра - игра в собственном смысле слова. Философия игрушки.

В настоящее время детская игра вызывает у многих педагогов  и родителей особое беспокойство. И хотя известно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, она, тем не менее, оттеняется на...

консультация для родителей "Плохие слова"

консультация  для  родителей...