Выступление на родительском собрании по теме: «Детское творчество – мир ярких удивительных образов»
консультация (младшая группа) на тему

Бондарева Елена Юрьевна

Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые терпеливо помогают ему овладеть этими навыками.Пусть каждый ребенок испытает радость творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_tvorchestvo_-_mir_yarkih_udivitelnyh_obrazov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Дюймовочка»

Елабужского муниципального района» РТ

Выступление на родительском собрании

по теме:

«Детское творчество – мир ярких удивительных образов»

Подготовила и провела:

Бондарева Елена Юрьевна, воспитатель, 1 категория

Елабуга

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процесс самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями?

Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.

Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, родители формируют у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.

Место, где ребёнок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребёнка. На столе кроме листа бумаги, находятся кисти, краски, банка с водой. После промывания кисти ребёнок промокает ворс кисти тряпочкой из льняной ткани. Дошкольник может рисовать не только за столом, но и за мольбертом, если в комнате есть для этого место. Существуют специальные детские мольберты, приспособленные к росту ребёнка. В летнее время, выезжая за город, можно взять с собой мольберт. Малыш будет рисовать после прогулки в лес, после купания в речке. Полученные яркие впечатления он с удовольствием отобразит в рисунке.

Для занятий лепкой понадобится небольшая доска. Хорошо использовать дощечки из пластика или полихлорвиниловую плитку, которую легко можно промыть водой и протереть.

Детям старшего возраста можно давать стеки – деревянные палочки, один конец которых заострен, а другой – как плоская лопаточка. Если вылепленную фигурку ребёнок хочет расписать, дайте ему пластмассовую чашечку с водой, чтобы он мог смачивать пальцы и сглаживать поверхность фигурки.

В домашних условиях детям дают обычно для лепки пластилин. В результате нагревания он становится слишком твердым, поэтому лепить из него трудно, особенно маленьким детям. Желательно обеспечить малыша глиной. Приучайте малыша не разбрасывать комочки пластилина глины по полу. Ребенок должен лепить на дощечке.

Для аппликации дошкольнику можно давать ножницы. Нужны также клей, кисточка из щетины, мягкая тряпочка, небольшая клеенка, на которой детали намазывают клеем.

Обращаем внимание взрослых на то, что разнообразие художественного материала позволяет ребенку овладеть различными изобразительными навыками и умениями. Позже он самостоятельно станет выбирать тот материал, который необходим ему для осуществления замысла.

Советуем повесить в детском уголке рисунки аппликации, наклеив их на паспорту и застеклив, поставить декоративно раскрашенную детскую лепку.

Позаботьтесь  также о том, чтобы у малыша было место для хранения материала. Хорошо для этого иметь детский секретер или открытую полку, где будут храниться краски, кисти, пластилин, карандаши, бумага и т. д. Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит своё рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

Для рисования детям лучше давать отдельные листы. Желательно, чтобы бумага была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой. Размер и форма бумаги играют существенную роль в рисовании. Если ребёнок рисует ракету, посоветуйте ему положить лист в виде вытянутого по вертикали прямоугольника. А если он пытается изобразить цветущий луг, то лучше положить лист бумаги по горизонтали, чтобы передать широкое пространство. Для рисования иногда требуется бумага разных цветов и оттенков, чтобы передать цвет вечерних огней, ярких фонариков на ветках ёлки, снегопад и т.д.

Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Надо, чтобы во время рисования перед ним лежала открытая коробка с карандашами. Так он лучше видит все цвета. После рисования коробку следует убирать в определённое место, где хранятся материалы для изобразительной деятельности. У ребёнка должен быть и простой графитный карандаш, хорошо зачиненный. Можно приобрести ребёнку набор цветных фломастеров.

В дошкольном возрасте дети рисуют красками двух видов: гуашью и акварелью. Гуашь – основной материал для рисования. Её преимущество в том, что она хорошо ложится на любой фон, даёт яркое, сочное пятно. Путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

Рисовать акварельными красками можно только на белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет краски. Дошкольники часто пользуются ею как гуашью: берут густую краску, используют мало воды. Чтобы познакомить ребёнка с техникой рисования акварельными красками, надо на белом листе бумаги лёгким контуром сделать рисунок, затем бумагу внутри контура слегка смочить мокрой губкой и покрыть её краской нужного цвета. Ребёнок увидит, как краска растекается до контура. Затем также слегка смачиваются другие части изображения и также закрашиваются определённым цветом.

В семье малыш чаще рисует акварелью, чем гуашью, поэтому обращайте внимание на технику работы этими красками. Для рисования красками необходимо иметь 6-12 кистей разных размеров. Если ребёнок рисует на большом листе бумаги, ему дают кисть с широким ворсом – так легче закрашивать части рисунка. Тонкой кистью он рисует мелкие детали, украшения, листья, веточки, узоры и т.д.

Когда лучше заниматься рисованием, лепкой, аппликацией? Лепкой, аппликацией в вечернее время. Рисование советуем проводить в дневное время, так как рисовать при вечернем освещении не желательно. Продолжительность не более 20-30 минут.  

Во время прогулок покажите детям, как красивы цветы, листья, деревья. Рассмотрите лепестки цветов, узорчатый рисунок листьев, гладкий или шершавый ствол деревьев. Во время таких наблюдений хорошо вспомнить стихи.

                          Вот ромашка с золотым сердечком,

                          У нее высокий стебелёк.

                          Рядом с нею синий, будто речка,

                         Солнышком нагретый василёк.

Помогите сыну или дочери увидеть то интересное, что находится в родном городе. Пусть дети 4 – 6 лет нарисуют улицу, дома, украшения, цветы. Постарайтесь находиться рядом, так как очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и смог обратиться за помощью, советом.

Посещая с детьми театр, выставки, цирк, мы приобщаем их к миру прекрасного. Хорошо, если увиденное в театре, в цирке, ребёнок  передаст в рисунке, лепке.

Приобретая детям книги, обращайте внимание на иллюстрации. Рассмотрите их с ребёнком, прочитайте текст, обратите внимание на то, как используется темный цвет для характеристики образа при изображении дремучего леса, где живет Баба-Яга, или светлый – при изображении Крошечки-Хаврошечки, Аленушки и т. д.

Важно в процессе руководства изобразительной деятельностью сочетать обучение с развитием самостоятельности детей при выполнении своего замысла. Например, можно предложить такие темы для рисования: «Осенний парк», «Осенние деревья и кусты», « Падают листья», «По грибы» и т. д. Перед рисованием спросите ребенка, что он нарисует, каким цветом и где расположит на листе бумаги. Напомните, что сначала надо нарисовать деревья, а потом уже осенние листья, которые летят по ветру, опускаются на землю ковром. Рисунок закончен. Полюбуйтесь им вместе с ребенком, повесьте на стену.

Зимой обратите внимание ребёнка на то, что снег покрывает дома, кусты, деревья. Всё это можно изобразить на бумаге. Для рисования потребуются цветная бумага, гуашь белого цвета. Лучше зиму рисовать на белой бумаге (снег), на снегу – тёмные стволы деревьев, кусты. Напомните ребёнку стихи, в которых передан образ русской зимы:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

                                                           (И. Суриков)

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым-бело.

                                                                (С. Маршак)

Прочитав стихи, спросите ребёнка, какие бы картинки о зиме он хотел нарисовать. Пусть малыш сам выберет то, что ему показалось наиболее ярким в этих стихах или зимнем убранстве улицы, и нарисует. Предложите другие темы: «Зимние забавы», «Снеговик», «Дед мороз» и т.п. В них главное внимание надо обратить на сюжет. Например, ребёнок может нарисовать детей, слепивших большого, смешного снеговика.

Перед Новым годом ребята с двух-трёх лет помогают папе, маме наряжать ёлку. Яркие блестящие игрушки вызывают восторг. Ребёнка одевают в нарядный костюм. Он получает подарки от Деда Мороза. Поэтому особый интерес вызовет у него рисование ёлки с яркими фонариками, золотыми шариками, с множеством игрушек, бус, огней, хлопушек, Снегурочки, Деда Мороза. Рисовать лучше на бумаге размером в два альбомных листа.

Подумайте, что из окружающего ребёнок может наблюдать весной и затем изобразить в рисунке («Прилёт птиц», «Ледоход», «Подснежник», «весенний сад», «Первая зелёная травка» и т.д.). Предложите нарисовать первые весенние цветы. Для этого надо рассмотреть подснежник, полюбоваться его нежным тонким стебельком. Дошкольник сможет передать особенности цветка, если дать ему небольшой лист бумаги (примерно в четверть альбомного), цветные карандаши. Обратите внимание ребёнка на то, чтобы штриховка не выходила за контур, а штрихи были ровными. Подснежники можно нарисовать красками.

Малыши любят рисовать свои игрушки. В рисунке, прежде всего, стремятся передать эмоциональное отношение  к тому, кого изображают. Пусть малыш предварительно поиграет с любимой игрушкой, возьмёт её в руки, почувствует форму, фактуру материала. Обратите внимание ребёнка на характер образа: кукла весёлая, улыбается, мишка смешной, неуклюжий, но добрый, а лисичка хитрая.

Предлагайте сыну или дочери в процессе рисования смотреть на игрушку, сравнивая её с тем, что получается на рисунке. Труднее всего передать пропорции, поэтому при рассматривании игрушки ещё раз обратите внимание на соотношение частей. Например, у игрушечного мишки передние лапы короче, чем задние. В игрушке хорошо заметны все части, их легко сравнить между собой.

Вы, вероятно, замечали, что детям нравится изображать человека, особенно маму, папу, себя. Конечно, ребёнок по-своему, наивно передаёт черты лица, фигуру человека, одежду. Рисовать портрет карандашами целесообразнее на листе бумаги не больше альбомного, а красками лучше выполнить рисунок на большом листе бумаги. Например, портрет мамы будет выразительнее смотреться на большом листе размером 30 х 40 см.

Поддерживайте у ребёнка стремление цветом передавать своё отношение к изображаемому. Поэтому, если ребёнок, рисуя куклу, «одевает» её в яркие, нарядные платья, тщательно украшает узором, похвалите его, полюбуйтесь красивым нарядом. Вместе посмотрите, аккуратно ли закрашены все детали костюма, красиво ли подобраны цвета. Посоветуйте, как это лучше сделать.

Можно предложить детям самостоятельно нарисовать персонажей любимых сказок. Для этого вместе вспомните знакомые сказки, выбрав для рисования одну самую любимую. Потом все члены семьи рассматривают рисунки. Дети объясняют, что они нарисовали. Такой своеобразный пересказ знакомой сказки полезен и для развития связной речи.

Родители должны бережно относиться к детскому творчеству и такое же отношение воспитывать у детей, поэтому детские рисунки предметного и сюжетного характера следует собирать и сохранять.

Как и в рисовании, в процессе лепки, прежде всего, необходимо стремиться к развитию у детей творчества, самостоятельности. Дети любят лепить из цветного пластилина. Предлагайте им лепить предметы разной формы. Например, для игры в «магазин» можно слепить овощи, фрукты; для угощения – баранки, лепёшки, конфеты и др. Если вылепленная фигура не стоит на столе, падает, покажите ребёнку, что устойчивость фигуре придаёт широкое основание. Таким основанием может служить широкий подол шубы, пенёк и т.д.

Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Образцами служат деревянные и керамические игрушки: птички, коньки, барашки, олени, куклы, разнообразные по форме. Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребёнка: она проста, выразительна, радует своей раскраской.

   При раскрашивании предоставьте ребёнку самостоятельность. Он сам придумает узор, подберёт цвета красок. Помните, что раскрашивать надо сразу, не намечая предварительно узор. Чтобы дошкольник почувствовал себя увереннее, можно предложить ему перед лепкой нарисовать петушка на бумаге, украсить его узором.

Лепка на темы сказок особенно интересна ребёнку. Для примера возьмём известную русскую народную сказку «Колобок». Она знакома детям уже с младшего дошкольного возраста. Много раз они рассматривали картинки в книге, поэтому знают всех персонажей сказки. Спросите малыша, кого он хочет слепить. Если он захочет изобразить всех, посоветуйте это сделать не сразу в один день, а постепенно. Спросите, как он будет лепить зайца, волка, медведя. Ведь Колобок каждому из них пел свою песенку. Наверное, заяц поднял уши и слушает, а волк и медведь наклонился к Колобку. А вот лисе Колобок прыгнул на нос! Пусть ребёнок сам выберет тот эпизод сказки, который ему больше нравится. Обратите его внимание на передачу характерных особенностей персонажа. Когда лепка будет закончена, попросите сына или дочь рассказать о том, что он слепил.

Дети четырёх-шести лет любят заниматься аппликацией. Приобретите для этого наборы цветной бумаги. Вырезывание по контуру - интересное и полезное занятие. У дошкольника развиваются глазомер, координация движений рук. Начинать надо с самых простых форм: полосок, дорожек. Рассмотрите с малышом яблоко. Пускай он жестом обрисует очертания его формы. Затем положите яблоко против света так, чтобы малыш увидел его силуэт. Предложите на глаз вырезать из бумаги это яблоко.

В процессе вырезывания правая рука с ножницами должна находиться в одном положении, рука с бумагой - все время в движении. Надо поворачивать лист бумаги по мере вырезывания формы предмета. Когда изображение будет готово, положите его на лист бумаги контрастного ему цвета. Это даст ребёнку возможность яснее увидеть очертания формы. Таким же образом малыш сможет вырезать любой предмет.  

Большой интерес для детей представляет приём симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. Покажите ребенку несколько предметов симметричной формы, например кувшин, горшочек, вазу. Если лист бумаги сложить вдвое и от линии сгиба вырезать, например, силуэт половинки кувшина, то, когда бумагу развернешь, получится целый кувшин. По тому же принципу можно вырезать фигурки клоуна, человека, куклу, растения. Симметричные изображения этих форм затем надо наклеить на бумагу и добавить некоторые детали, например украшение на платье куклы, костюм клоуна.

А как интересно на листе бумаги, сложенном несколько раз в гармошку, вырезать целый хоровод матрёшек в сарафанах, вереницу ёлочек и т. д. Взрослые показывают детям этот приём. Вырезанные фигурки устойчивы, их легко поставить на стол. Придумайте, как из этих фигурок сделать целые сценки. Например, взрослый вырезает большую ёлку, ставит её на стол, а дети вокруг располагают хоровод.

Матрёшек можно одеть в яркие сарафаны. Взрослый предлагает: «Вот цветные карандаши, краски, кисти – выбирай любой материал и начинай закрашивать».

В каждой семье отмечаются радостные различные события: дни рождения, поступление в школу, 8 Марта. Все члены семьи, в том числе и дошкольники, принимают участие в подготовки к ним. Если в семье два-три ребёнка дошкольного и школьного возраста, то они обычно оформляют комнату, делают подарки, сувениры. Особенно интересны аппликационные работы коллективного характера. Они могут представлять собой фризы, панно, семейную газету. Например, приближается день рождения одного из детей. Братья и сёстры вместе с папой или мамой рисуют на большом листе свои картинки-пожелания или делают аппликации-цветы, игрушки. Всё это наклеивают на большом листе бумаги. Перед днём 8 Марта дети с отцом обсуждают, как порадовать маму, и решают выпустить стенгазету. На самом видном месте кто-либо из детей рисует мамин портрет, а вокруг много-много самых разных цветов: мимозу, тюльпаны и подснежники.

Научиться рисовать, лепить, вырезывать может каждый малыш, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают ему овладеть навыками и умениями. Пусть каждый ребёнок в дошкольном детстве испытает радость творчества.