Выступление на родительском собрании на тему : «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
материал (подготовительная группа)

Плотникова Светлана Евгеньевна

Выступление на собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx401.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Desktop\фон рамки\

МДОУ «Кизильский детский сад №3»

Выступление на родительском собрании на тему : «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

Выполнила : Плотникова С.Е.

Родительское собрание

«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.

Задачи:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с различными техниками рисования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник.
  • Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
  • Установить контакт между родителями и педагогами.

Ход деятельности

Организационная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на собрании! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и о том, о чем могут рассказать детские рисунки

Теоретическая часть:

"О чем может рассказать детский рисунок"

На данный момент мало для кого остается секретом тот факт , что рисунки могут сказать о нас очень многое .

Все, что попадается детям на их пути и привлекает внимание, отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей, многое можно увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира, отношении к людям и вещам.

Рисунки таят в себе великое таинство, приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания. И так, попробуем через рисунок узнать больше о наших детях.

Рисунок – это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают.

Когда рисунок рисует, он неконтролируемо изливает на бумаге свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, то, что сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка, но и дает представление о степени развития личности. В рисунках отражается представление ребенка о цветах, форме, размерах, явлениях.

По рисунку можно определить уровень личностного развития ребенка по отношению к себе и миру. « Рисунок семьи » отражает отношение ребенка к своей семье, его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом.

Сегодня мы поговорим о рисунках детей, включающим в себя главным образом человеческие фигуры.

Рассмотрим рисунок вашего ребенка. Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами, если вы обнаружите в рисунках своего « что-то не то ». Возможно , ребенок отобразил в рисунке сиюминутное настроение . Ведь если, например , накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата.

В первую очередь, обратите внимание на то, какое первое впечатление производит на вас рисунок. Какое он вызывает у вас настроение – радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует. Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой- то его части.

Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали , стирают детали , которые им не понравились , снова и снова . Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка .

ПРАВАЯ сторона – обозначает связь ребенка c отцом и его видение будущего.

ЛЕВАЯ сторона – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.

ВЕРХНЯЯ часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка.

НИЖНЯЯ часть – с материальным миром.

Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображение в центре листа.

Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство.

Линии

  • Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.
  • Нерешительный же ребенок, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными.
  • Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.
  • И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность.

Цвета:

В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке .В рисунке они как бы воплощают все краски жизни . Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении . Если же рисунок выполнен во мрачных – серых, темно- серых , черных тонах , - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка . Например , в Армении после землетрясения 1987 года, работавшая группа детских психологов , которые пытались вывести детей из посттравматического состояния, изучавшие, в том числе, и детские рисунки, констатировала, нарисованные бурыми, черными, бордовыми цветами – хотя детям давали на выбор все цвета - расколотые напополам дома, падающие стены . Обычно рисунок был маленький и располагался где – то в углу листа, что характерно для депрессивного состояния .

В рисунке семьи посмотрите, не «забыл» ли, ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где – то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.

Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое .

А если, наоборот, ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя, то, может быть он – маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и непривыкший заботиться и думать о других?

Рассмотрите, кого и как изобразил ребенок. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он – не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье. Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе - наиболее приятные, любимые и желанные в общении личности для ребенка, а также воспринимаются ребенком психологически ближе.

Посмотрите внимательно на выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают?

Важным моментом в диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том, что он нарисовал и почему. Многие моменты становятся ясными и понятными. Рассказывая о некоторых персонажах рисунка, ребенок зачастую рассказывает о себе, о собственных переживаниях, о том, что он истинно хотел выразить этим рисунком.

Рисунок – творчество, в котором ребенок выразил частичку себя, и оно прекрасно само по себе. Ваше одобрение и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности, поддержка его самооценки, веры в себя и в свои возможности.

Практическая часть

Совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал».

Ребёнок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и поддержать замысел своего ребёнка.

По окончании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощущениями – легко или трудно было им поддержать «рисуночный» диалог с ребёнком.

Моделирование родителями своего поведения в разных ситуациях.

Ребёнок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:

а) говорите ему или ей, что потом посмотрите, сейчас заняты;

б) делаете ребёнку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;

в) рассматриваете рисунок, выражаете своё отношение.

Ребёнок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:

а) нарисуете ребёнку то, о чём он мечтает;

б) посочувствуете ему в том, что его навыки ещё ограничены и предложите пока отказаться от мечты;

в) поступите как-то иначе.

Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.

Ситуация 1

Денис (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. «Что ты там увидел, смотри под ноги, а то упадёшь», - говорит мать сыну.

«Ух ты, как здорово! Вон смотри – это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком». – «Ну и фантазёр! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты всё! Не отставай, иди быстрее».

А ведь вспомните себя. Мы тоже будучи детьми видели не облака, а котиков, слонов и т. д.

Ситуация 2

Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Серёжа! А у моего Пети одни каракули». – «А вы пробовали его учить?» - «Да я часто усаживаю сына рисовать, наверное, он у меня не способный», - отвечает мать Пети.

Ситуация 3

Мать рассматривает рисунок пятилетнего Фёдора:

«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые ёлки? А трава почему розовая? Отвечай!»

Фёдор, опустив голову: «Потому, что это красиво».

Общие вопросы

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Уважаемые родители! Изобразительная деятельность – важный помощник родителей и воспитателей в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Родительское собрание - практикум на тему: "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка".

Основная задача этого собрания - участие детей. Дети начинают рисовать, а родители заканчивают. Когда родители дорисовали рисунки своих детей - коментируют замысел ребёнка. А так же привл...

Родительское собрание по теме: «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»

Родительское собрание по теме:«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»...

Родительское собрание "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка".

Материал разработан с целью привлечения внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей....