Родительское собрание "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка".
методическая разработка (средняя группа)
Материал разработан с целью привлечения внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 420.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»
- конспект родительского собрания,
- протокол собрания,
- лист посещения,
- анкета для родителей
Родительское собрание
«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»
Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.
Задачи:
- Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
- Познакомить родителей с различными техниками рисования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник.
- Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
- Установить контакт между родителями и педагогами.
Повестка дня:
- Организационная часть. Результаты анкетирования
- Основная часть
- Теоретическая часть: "О чем может рассказать детский рисунок"
- Практическая часть
- Общие вопросы
- Заключительная часть
Ход деятельности
Организационная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на собрании! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и о том, о чем могут рассказать детские рисунки
Теоретическая часть:
"О чем может рассказать детский рисунок"
На данный момент мало для кого остается секретом тот факт , что рисунки могут сказать о нас очень многое .
Все, что попадается детям на их пути и привлекает внимание, отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей, многое можно увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира, отношении к людям и вещам.
Рисунки таят в себе великое таинство, приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания. И так, попробуем через рисунок узнать больше о наших детях.
Рисунок – это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают.
Когда рисунок рисует, он неконтролируемо изливает на бумаге свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, то, что сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка, но и дает представление о степени развития личности. В рисунках отражается представление ребенка о цветах, форме, размерах, явлениях.
По рисунку можно определить уровень личностного развития ребенка по отношению к себе и миру. « Рисунок семьи » отражает отношение ребенка к своей семье, его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом.
Сегодня мы поговорим о рисунках детей, включающим в себя главным образом человеческие фигуры.
Рассмотрим рисунок вашего ребенка. Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами, если вы обнаружите в рисунках своего « что-то не то ». Возможно , ребенок отобразил в рисунке сиюминутное настроение . Ведь если, например , накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата.
В первую очередь, обратите внимание на то, какое первое впечатление производит на вас рисунок. Какое он вызывает у вас настроение – радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует. Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой- то его части.
Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали , стирают детали , которые им не понравились , снова и снова . Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка .
ПРАВАЯ сторона – обозначает связь ребенка c отцом и его видение будущего.
ЛЕВАЯ сторона – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.
ВЕРХНЯЯ часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка.
НИЖНЯЯ часть – с материальным миром.
Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображение в центре листа.
Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство.
Линии
- Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.
- Нерешительный же ребенок, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными.
- Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.
- И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность.
Цвета:
В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке .В рисунке они как бы воплощают все краски жизни . Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении . Если же рисунок выполнен во мрачных – серых, темно- серых , черных тонах , - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка . Например , в Армении после землетрясения 1987 года, работавшая группа детских психологов , которые пытались вывести детей из посттравматического состояния, изучавшие, в том числе, и детские рисунки, констатировала, нарисованные бурыми, черными, бордовыми цветами – хотя детям давали на выбор все цвета - расколотые напополам дома, падающие стены . Обычно рисунок был маленький и располагался где – то в углу листа, что характерно для депрессивного состояния .
В рисунке семьи посмотрите, не «забыл» ли, ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где – то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.
Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое .
А если, наоборот, ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя, то, может быть он – маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и непривыкший заботиться и думать о других?
Рассмотрите, кого и как изобразил ребенок. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он – не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье. Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе - наиболее приятные, любимые и желанные в общении личности для ребенка, а также воспринимаются ребенком психологически ближе.
Посмотрите внимательно на выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают?
Важным моментом в диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том, что он нарисовал и почему. Многие моменты становятся ясными и понятными. Рассказывая о некоторых персонажах рисунка, ребенок зачастую рассказывает о себе, о собственных переживаниях, о том, что он истинно хотел выразить этим рисунком.
Рисунок – творчество, в котором ребенок выразил частичку себя, и оно прекрасно само по себе. Ваше одобрение и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности, поддержка его самооценки, веры в себя и в свои возможности.
Практическая часть
Совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал».
Ребёнок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и поддержать замысел своего ребёнка.
По окончании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощущениями – легко или трудно было им поддержать «рисуночный» диалог с ребёнком.
Моделирование родителями своего поведения в разных ситуациях.
Ребёнок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:
а) говорите ему или ей, что потом посмотрите, сейчас заняты;
б) делаете ребёнку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;
в) рассматриваете рисунок, выражаете своё отношение.
Ребёнок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:
а) нарисуете ребёнку то, о чём он мечтает;
б) посочувствуете ему в том, что его навыки ещё ограничены и предложите пока отказаться от мечты;
в) поступите как-то иначе.
Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.
Ситуация 1
Денис (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. «Что ты там увидел, смотри под ноги, а то упадёшь», - говорит мать сыну.
«Ух ты, как здорово! Вон смотри – это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком». – «Ну и фантазёр! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты всё! Не отставай, иди быстрее».
А ведь вспомните себя. Мы тоже будучи детьми видели не облака, а котиков, слонов и т. д.
Ситуация 2
Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Серёжа! А у моего Пети одни каракули». – «А вы пробовали его учить?» - «Да я часто усаживаю сына рисовать, наверное, он у меня не способный», - отвечает мать Пети.
Ситуация 3
Мать рассматривает рисунок пятилетнего Фёдора:
«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые ёлки? А трава почему розовая? Отвечай!»
Фёдор, опустив голову: «Потому, что это красиво».
Общие вопросы
3 часть. Заключительная. Рефлексия.
Уважаемые родители! Изобразительная деятельность – важный помощник родителей и воспитателей в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе.
Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.
Фотография на память.
Протокол родительского собрания №2
Тема собрания «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»
Дата собрания: __________
Присутствовало: ___ человек
Отсутствовало по уважительным причинам _____ человек
Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.
Задачи:
- Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
- Познакомить родителей с различными техниками рисования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник.
- Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
- Установить контакт между родителями и педагогами.
Повестка дня:
- Организационная часть. Результаты анкетирования
- Основная часть
- Теоретическая часть: "О чем может рассказать детский рисунок"
- Практическая часть
- Общие вопросы
- Заключительная часть
В организационной части родительского собрания были озвучены результаты анкетирования родителей по теме «Любит ли ваш ребенок рисовать?»
Решение: принять во внимание информацию, полученную от родителей для дальнейшей работы с семьей и воспитанниками
За –
Против -
В теоретической части по первому вопросу слушали воспитателя группы (ФИО). ФИО познакомила родителей со значением художественно-эстетического развития, в частности рисования в жизни ребенка.
В практической части родительского собрания воспитатель группы (ФИО) предложила родителям разобрать ряд ситуаций, связанных с занятием художественным творчеством в домашних условиях
Решение: совместно с родителями осуществлять работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
За –
Против –
По третьему вопросу слушали председателя родительского комитета (ФИО), ФИО предложила оказать воспитателю содействие по оформлению прогулочного участка в зимний период: расчистка от снега, постройка снежных фигур для игр воспитанников, а так же принять участие в конкурсе «Лучший прогулочный участок зимой»
Решение: помочь воспитателю в оформлении прогулочного участка в зимний период и назначить ответственных:
- ______________________________
- ______________________________
- ______________________________
За –
Против -
Решение родительского собрания
Принять к сведению выступление воспитателя ФИО о художественно-эстетическом развитии, в частности рисования. Осуществлять задачи по организации работы с семьёй по данному вопросу.
Утвердить ответственных за оформление прогулочного участка:
- ФИО
- ФИО
- ФИО
Председатель родительского комитета ________________ (подпись)
Секретарь _____________ (подпись)
Лист посещения родительского собрания
на 2018- 2019 учебный год
№ | ФИО родителя | Подпись | ||||
Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 |
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
- Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
да
очень умеренные способности
у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
- Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
бумага (белая, цветная)
краски
глина
пластилин
уголь
цветные мелки
наборы цветных карандашей
фломастеры
кисти
- Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
компьютерные программы
электронные пособия по изобразительной деятельности
слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства не использую вообще компьютер
- Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
берет, когда сам пожелает
по разрешению взрослых
- Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
часто
иногда
никогда
- Кого в основном просит ребенок с ним порисовать? ____________________________________________________________
- Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
предлагаете самому порисовать
обещаете порисовать в другой раз
включаетесь в творческий процесс по его просьбе
- Посещаете ли Вы музеи изобразительного искусства вместе с ребенком? ________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»
Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....
детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка
Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...
Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"
Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...
Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка
Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка...
консультация для родителей "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка!"
Любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка....
«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
Консультация для родителей....
Выступление на родительском собрании на тему : «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
Выступление на собрании...