Родительское собрание "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка".
методическая разработка (средняя группа)

Замятина Светлана Александровна


Материал разработан с целью привлечения внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx420.07 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Home\Desktop\фон рамки\free-preschool-frames-clipart-1.jpg

Родительское собрание

«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»

  • конспект родительского собрания,
  • протокол собрания,
  • лист посещения,
  • анкета для родителей

Родительское собрание

«Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.

Задачи:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с различными техниками рисования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник.
  • Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
  • Установить контакт между родителями и педагогами.

Повестка дня:

  1. Организационная часть. Результаты анкетирования
  2. Основная часть
  • Теоретическая часть: "О чем может рассказать детский рисунок"
  • Практическая часть
  • Общие вопросы
  1. Заключительная часть

Ход деятельности

Организационная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на собрании! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и о том, о чем могут рассказать детские рисунки

Теоретическая часть:

"О чем может рассказать детский рисунок"

На данный момент  мало для кого остается секретом тот факт , что рисунки могут сказать о нас очень многое .

Все, что попадается детям на их пути и привлекает внимание, отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей, многое можно увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира, отношении к людям и вещам.

Рисунки таят в себе великое таинство, приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания. И так, попробуем через рисунок узнать больше о наших детях.

Рисунок – это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают.

Когда рисунок рисует, он неконтролируемо изливает на бумаге свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, то, что сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка, но и дает представление о степени развития личности. В рисунках отражается представление ребенка о цветах, форме, размерах, явлениях.

По рисунку можно определить уровень личностного развития ребенка по отношению к себе и миру. « Рисунок семьи » отражает отношение ребенка к своей семье, его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом.

Сегодня мы поговорим о рисунках детей, включающим в себя главным образом человеческие фигуры.

Рассмотрим рисунок вашего ребенка. Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами, если вы обнаружите в рисунках своего « что-то не то ». Возможно , ребенок отобразил в рисунке сиюминутное настроение . Ведь если, например , накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата.

В первую очередь, обратите внимание на то, какое первое впечатление производит на вас рисунок. Какое он вызывает у вас настроение – радостное или угнетающее. Это  будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует. Обратите внимание на размер  и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой- то его части.

Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали , стирают детали , которые им не понравились , снова и снова . Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет  смысловую нагрузку детского рисунка .

ПРАВАЯ сторона – обозначает связь ребенка c отцом и его видение будущего.

ЛЕВАЯ сторона – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.

ВЕРХНЯЯ часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка.

НИЖНЯЯ часть – с материальным миром.

Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображение в центре листа.

Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и  в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство.

Линии

  • Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.
  • Нерешительный же ребенок, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми  и невыразительными.
  • Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.
  • И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность.

Цвета:

В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке .В рисунке они как бы воплощают все краски жизни . Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении .  Если же рисунок выполнен во мрачных – серых, темно- серых , черных тонах , - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка . Например , в Армении после землетрясения 1987 года, работавшая группа детских психологов , которые пытались вывести детей из посттравматического состояния, изучавшие, в том числе, и детские рисунки, констатировала, нарисованные бурыми, черными, бордовыми цветами – хотя детям давали на выбор все цвета - расколотые напополам дома, падающие стены . Обычно рисунок был маленький и располагался где – то в углу листа, что характерно для депрессивного состояния .

В рисунке семьи посмотрите, не «забыл» ли, ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где – то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.

Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое .

А если, наоборот, ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя, то, может быть он – маленький эгоист, привыкший быть центром  семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и непривыкший заботиться и думать о других?

Рассмотрите, кого и как изобразил ребенок. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он – не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье. Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе - наиболее приятные, любимые и желанные в общении личности для ребенка, а также воспринимаются ребенком психологически ближе.

Посмотрите внимательно на выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают?

Важным моментом в диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том, что он нарисовал и почему. Многие моменты становятся ясными и понятными. Рассказывая о некоторых персонажах рисунка, ребенок зачастую рассказывает о себе, о собственных  переживаниях, о том, что он истинно хотел выразить этим рисунком.

Рисунок – творчество, в котором ребенок выразил частичку себя, и оно прекрасно само по себе. Ваше одобрение  и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности, поддержка его самооценки, веры в себя и в свои возможности.

Практическая часть

Совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал».

Ребёнок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и поддержать замысел своего ребёнка.

По окончании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощущениями – легко или трудно было им поддержать «рисуночный» диалог с ребёнком.

Моделирование родителями своего поведения в разных ситуациях.

Ребёнок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:

а) говорите ему или ей, что потом посмотрите, сейчас заняты;

б) делаете ребёнку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;

в) рассматриваете рисунок, выражаете своё отношение.

Ребёнок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:

а) нарисуете ребёнку то, о чём он мечтает;

б) посочувствуете ему в том, что его навыки ещё ограничены и предложите пока отказаться от мечты;

в) поступите как-то иначе.

Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.

Ситуация 1

Денис (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. «Что ты там увидел, смотри под ноги, а то упадёшь», - говорит мать сыну.

«Ух ты, как здорово! Вон смотри – это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком». – «Ну и фантазёр! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты всё! Не отставай, иди быстрее».

А ведь вспомните себя. Мы тоже будучи детьми видели не облака, а котиков, слонов и т. д.

Ситуация 2

Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Серёжа! А у моего Пети одни каракули». – «А вы пробовали его учить?» - «Да я часто усаживаю сына рисовать, наверное, он у меня не способный», - отвечает мать Пети.

Ситуация 3

Мать рассматривает рисунок пятилетнего Фёдора:

«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые ёлки? А трава почему розовая? Отвечай!»

Фёдор, опустив голову: «Потому, что это красиво».

Общие вопросы

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Уважаемые родители! Изобразительная деятельность – важный помощник родителей и воспитателей в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.

Фотография на память.

Протокол родительского собрания №2

Тема собрания «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка»

Дата собрания: __________

Присутствовало: ___ человек

Отсутствовало по уважительным причинам _____ человек

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребёнка, особенностей восприятия им окружающего мира.

Задачи:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с различными техниками рисования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник.
  • Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
  • Установить контакт между родителями и педагогами.

Повестка дня:

  1. Организационная часть. Результаты анкетирования
  2. Основная часть
  • Теоретическая часть: "О чем может рассказать детский рисунок"
  • Практическая часть
  • Общие вопросы
  1. Заключительная часть

В организационной части родительского собрания были озвучены результаты анкетирования родителей по теме «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

Решение: принять во внимание информацию, полученную от родителей для дальнейшей работы с семьей и воспитанниками

За –

Против -

В теоретической части по первому вопросу слушали воспитателя группы (ФИО). ФИО познакомила родителей со значением художественно-эстетического развития, в частности рисования в жизни ребенка.

В практической части родительского собрания воспитатель группы (ФИО) предложила родителям разобрать ряд ситуаций, связанных с занятием художественным творчеством в домашних условиях

Решение: совместно с родителями осуществлять работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

За –

Против –

По третьему вопросу слушали председателя родительского комитета (ФИО), ФИО предложила оказать воспитателю содействие по оформлению прогулочного участка в зимний период: расчистка от снега, постройка снежных фигур для игр воспитанников, а так же принять участие в конкурсе «Лучший прогулочный участок зимой»

Решение: помочь воспитателю в оформлении прогулочного участка в зимний период и назначить ответственных:

  1. ______________________________
  2. ______________________________
  3. ______________________________

За –

Против -

Решение родительского собрания

Принять к сведению выступление воспитателя ФИО о художественно-эстетическом развитии, в частности рисования. Осуществлять задачи по организации работы с семьёй по данному вопросу.

Утвердить ответственных за оформление прогулочного участка:

  1. ФИО
  2. ФИО
  3. ФИО

Председатель родительского комитета ________________ (подпись)

Секретарь _____________ (подпись)

Лист посещения родительского собрания

на 2018- 2019 учебный год

ФИО родителя

Подпись

Дата

Дата

Дата

Дата

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

 Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

 

  1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?  

да  

очень умеренные способности

у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

  1. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

бумага (белая, цветная)

краски        

глина      

пластилин  

уголь    

цветные мелки      

наборы цветных карандашей  

фломастеры            

кисти

  1. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?

компьютерные программы

электронные пособия по изобразительной деятельности

слайды или картины с изображениями животных, природных объектов,    живописи, графики, декоративно-прикладного искусства не использую вообще компьютер

  1. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

берет, когда сам пожелает    

по разрешению взрослых

  1. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?  

часто                      

иногда                  

никогда  

  1. Кого в основном просит ребенок с ним порисовать? ____________________________________________________________
  2. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?  

предлагаете самому порисовать  

обещаете порисовать в другой раз  

включаетесь в творческий процесс по его просьбе

  1. Посещаете ли Вы музеи изобразительного искусства вместе с ребенком? ________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка...

консультация для родителей "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка!"

Любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка....