Игры на внимания для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Мамонова Любовь Викторовна

Занимательный материал для родителей и детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости и переключения внимания.

"Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клеточки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы,второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. Внее же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.

"Маленький жук"

Перед двумя игроками поле, расчерченное на клетки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: "Одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз. Покажи,где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено - перейти к движению по полю из 25, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо - вниз, три клетки влево и т.д.

"Найди отличия"

Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным - предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (котенка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть , что это не так. Пусть мылыш постарается обнаружить отличия.

Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

"Съедобное - несъедобное"

Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы - съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, ребенок ловит мяч, если нет - отбрасывает.

"Летает - не летает"

Взрослый называет предметы. Если предмет летает, ребенок поднимает руки, если нет - руки ребенка опущены. Взрослый может сознательно ошибаться, а ребёнок, часто непроизвольно, в силу подражания, поднимать руки. Необходимо реагировать своевременно,быть внимательным.

"Будь внимательным"

Взрослый называет ребенку любые слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка.Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, необходимо повторить игру с начала.

Еще можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово,обозначающее растение. Затем - объединить первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Такие упражнения развивают внимание, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Интереснее проводить такие упражнения с несколькими детьми.

"Найди лишнее"

Взрослый называет четыре слова: три слова связанымежду собой, а четвертое - лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.

" Зеркало"

Один из играющих - зеркало, а другой - дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно - игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем можно включить музыку и предложить ребенку нарисовать ее. Пока он рисует музыку,взрослый - зеркало воспроизводит движения художника. При этом руки художника, воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего зеркального отсинхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("Теперь ты - зеркало").