Приобщение детей к труду.
консультация на тему

Бозюкова Элеонора Валентиновна

Трудовое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_temu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                   

                                                         Ели человек с ранних лет усвоил привычку к

                                                       труду, труд ему приятен. Если же у него этой  

                                                    привычки нет, то лень делает труд  ненавистным  

                                                                                            Гельвеций.

        Трудится, выбрав дело по душе,  для человека так же естественно, как жить и дышать. И одно из важнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.

  Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания – процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

 Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающий детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых побуждает делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция и физические способности  ребёнка. Эта операция как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он был немеющим человеком, после неё стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, появления любви к труду – трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех  наполняет сердце ребёнка радостью, вызывая прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны, непросто стремится  не просто привить детям трудовые навыки, но следить, чтобы ребёнок видел результат своего труда, пользу от него.  Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потом, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворений его потребностей, удовлетворением его непосредственных влечений.

Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер. А.С.Макаренко писал: «Я чтобы детская жизнь была организованна, как опыт, воспитывающий определённую группу привычек». Он имел ввиду выработать такие формы поведения, что бы в конкретных ситуациях у него потребность поступать так, а не иначе.

Между тягой к деятельности  и трудолюбием дистанция большая  и знака равенства между этими понятиями ставить нельзя.  Наша задача в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой для трудолюбия, путём определённых педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.  

 Как это сделать? Вернёмся к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание  привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и лёгких результатов. Во-первых , потому, что, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.

Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворения. Получилось! До сих пор не получалось, а сейчас получилось!   Приобретено новое умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребёнка, который нельзя оставить без внимания.

Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.

Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает значительное место. Уборка, стирка, стряпня, и прочие дела, не перечислишь их так много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, и никуда не денешься, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы должны их готовить к будущей взрослой жизни. Наверняка, и не приученные дети, став взрослыми, они научаться выполнять все дела сами. Дело не в том, главное -  привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей. Мы воспитываем привычку трудится, а вместе с ней заботится о близких. Формируя тем самым,  благоприятные побуждения. Наверное, самый дорогой подарок для матери, если её сын или дочка скажут ей, уставший после работы: «Ты отдохни, а я сам помою посуду».

Именно сбытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками в любой ситуации, в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребёнка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребёнка умственного напряжения. Мы должны приучать ребёнка выполнять любую домашнюю работу. Не надо говорить ребёнку, что не тронь тряпку, она грязная, не мой пол испачкаешься. Был такой случай, ребёнок пришёл в школу и его попросили вытереть свою парту. Девочка сначала брезгливо взяла тряпку и наотрез отказалась от работы. Сам факт, что ей придётся убирать, вызывал у неё физическое отвращение. А когда дети стали смеяться, и называть её белоручкой девочка заплакала. В семье её всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла, что дома всегда чисто, постель которую она утром оставляла разобранной, постелена, одежда выглажена и аккуратно повешена. А о то, что затрачен труд матери, она не задумывалась. Её так приучили. Она хорошо училась, лентяйкой не назовёшь. Но учёба её обязанность. И это она хорошо знала. Ей не придёт в голову сказать матери: «Отдохни, ты устала, а я сама подмету пол». А мать огорченно отвечала: «Я для неё всё, а она у меня чёрствая растёт».

Бытовой труд ни в коем случае не должен носить эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей должны быть постоянные обязанности. Только тогда труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. Конечно же, мама быстрей польёт цветы, вымоет посуду, подметёт пол. Да скажет, что толку от его уборки. Придётся снова перемывать посуду, собирать воду с пола. Но если это сделает ребёнок, это будет полезнее и важнее. Дети очень ревниво относятся, если кто-то выполняет его обязанности, возмущаются: «Это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Плохую услугу оказывают мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от своих обязанностей.

Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определённый отпечаток на все его действия.

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этими качествами нравственный калека.

Говоря о мотивах,  хочется ещё заметить, что нередко похвала является стимулом для выполнения той или иной деятельности. Иногда дети выполняют работу по эгоистическим мотивам, когда родители ставят условия. Если выбросишь мусор, то я тебе куплю игрушку.

Могут ли такие методы помочь воспитанию? И, да и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребёнок выполняет работу и получает определённые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу.  Однако впоследствии поощрение и награда становится для него самоцелью.  И это уже плохо.

Не упускайте момента, когда ребёнок хочет помочь вам. Пройдёт несколько лет, и дождётесь такого долгожданного и важного для матери «отдохни, я всё сделаю сам». Или будите удивляться, обижаться, почему он такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким  образом: маме полагается всё делать самой по дому, следовательно,  и жене тоже, а он должен только отдыхать и потреблять, заниматься своими делами.

 Доброта, забота о человеке вот, что должно служить мотивом, побуждающим ребёнка к труду. Трудолюбие плюс доброта – тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.

 Из разных способов воспитания трудолюбия «бесплоднее»  всех - словесные увещевания. Не словесные увещевания, а организация жизни ребёнка должна быть главным методом воспитания трудолюбия. Когда можно сказать про вашего ребёнка, что он трудолюбивый, то можно и поздравить вас с педагогическим достижением.

Сухомлинский, называл трудовое воспитание гармонией трёх начал: надо, трудно и прекрасно – вложил в это глубочайший смысл.

Надо. Ещё как надо без любви к труду человек не может утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремлённость, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно. Конечно, трудно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия потребует от вас настойчивости, колоссального терпения и времени.  Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном,  мелочах, личным примером проводить эту линию в воспитании нелегко

 Прекрасно. Да. Потому что ничего не даёт человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость, тому, кто любит труд.  

           

       Консультация на тему: «Трудовое воспитание» 

         В подготовительной группе детского сада.

            Воспитатель Бозюкова Э.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью  усиливается эмоциональное воздействия на детей. ...

Презентация "Совместная работа с родителями по приобщению детей к труду в уголке природы"

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, ес...

Конспекты занятий по приобщению детей к труду

представлены конспекты занятий по трудовому воспитанию детей дошколного возраста...

Газета "Приобщение детей к труду в нашей группе"

Газета для родителей "Приобщение детей к труду в нашей группе". Газета рассказывает родителям чем занимаются их дети в группе в течении дня и как приобщаются к труду...

Консультация для родителей «Приобщение детей к труду»

Консультация для родителей «Приобщение детей к труду»...

Приобщение детей к труду дома

Советы для родителей по формированию трудового воспитания...

Статья на тему:Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу...