Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему "Фольклор - как средства нравственного воспитания"
    консультация (старшая группа) на тему

    Рассказывается о фольклоре как о самобытной культуре наших предков, о жанрах мордовского фольклора и его роли в воспитании детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doc22.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Фольклор – как средство нравственного воспитания».

    Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле.

    Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.

    Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт родного народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.

    Детский фольклор включает в себя большое        количество жанров: сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, пестушки, прибаутки, пословицы.

    Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего родного народа, получает первое представление о ней.

    Пословицы и поговорки – особый вид поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу:

     “Вадря солдатось туремсте содави” (“Хороший солдат-в бою узнается”),

     “Войнонсо вейке вадря ямас сисем братот полавты” (На фронте один хороший товарищ семь братьев заменит”),

    Вейке чись лиядоть недлязонзо а сосове” (“На день отстанешь, за неделю не догонишь”),

     “Конас чатмоне тонас мамо мари” (“Кто молчит, тот больше слышит”) ,

    “Конась машты работамо, тонась манитэ и эрямо” (“Кто умеет трудиться, тот умеет и жить”),

    "Мезе теят, секень неят" ("Что сделаешь, то и увидишь"),

    "Тев-ки аф содат — карьге аф кодат "("Дело не знаешь — и лаптя не сплетешь"),

    "Лопа прай — сёксе сай". ("Лист падает — осень идет"),

    Сон моли тоза, сонцьке аф содасы коза. (Он идет туда, сам не знает куда).

    Колыбельная песня должна быть постоянным спутником детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества не только мордовского, но и всех народов мира.

    С древнейших времен матери “убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали”. Древние философы придавали большое значение народной материнской поэзии, в частности, колыбельным: “Чтобы благотворно влиять на нрав детей".         Ай, баюня, бай!                                   Ай, баюня, бай!                       Баю мака панчфкязе,                      Баю, маковый цветочек мой,

     Удок, удок, лефкскяняй,                Усни, усни, дитятко мое,

     Удок, касы келуняй!                        Усни, растущая березонька

                                                       моя!

    * * *

    Тютю-балю, иднязе,                        Тютю-балю, мое дитя,

    Ляйнь сетьме веднязе.                        Речная тихая моя вода.

    Удок, касат оцюста,                        Спи, вырастешь большим,

    Тума лаца тазаста.                        Сильным, как дуб.

    Молят армияв служама,                  Пойдешь в армию служить,

    Родинацень молят ванома…                Родину пойдешь охранять….

    * * *

    Баю, баю, цёранязе,                                  Баю, баю, сыночек мой,

    Сей молян, инднязе, шаймарьхть           Сюда пойду, сыночек мой,

     кандан,

    Ками молян-калынарьхть        Ягоды из болота принесу.

     кандан.        

    Фкя потясон лофца кандан.                         Туда пойду-ягоды из

    .                                                     ивняка  принесу.

         

    Не меньшую роль в нравственном воспитании играют пестушки, потешки, прибаутки, которые создают у детей бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

            

    Тя – атяне,                                     Это  – дедушка,

    Тя – бабане,                                       Это  – бабушка,

    Тя – банянь уштыня,                        Этот – баню топит,

    Тя – ведень кандыня,                        Этот -  воду носит,

    Тя – паряйня (баняса)                        Этот – веничком парит.

    ***

    - Ай, катоня, катоня,                         - Ай, кошечка,кошечка                                          

     Ков якасть исяконя?                   Куда вечор ходила?

    - Ща возень пяли,                          - В гости к бабушке,        

    - Вай веле зонц сивийнь.                  -Сливочками полакомилась

    - Вальмя сельмонц колайне,       - Окошечко разбила,

    - Вай веле зонц нолайне.                 - Сливочки слизала.

    - А мезьса пиксонзе?                        - А чем тебя (она) била?

    - Тяльмоса, мандса.                        - Веничком, палкой

    - А подане авардеть?                        - А как ты плакала?

    - Мяу, мяу, катонь нярь.                - Мяу, мяу, как кошечка.

       Значительную роль в развитии ребенка во все времена играл обрядовый фольклор – заклички, приговорки, колядки.

    К заклинаниям по форме близки приговорки, произносимые в различных “сложных” ситуациях детской жизни.

    Пиземь, пиземь, пиземня,                Дождь, дождь, дождичек,

    Мастор авань начфтыня!                Землю –матушку окропила!

    Фкя коволкс пуроктта,                В одну тучу собирайся,

    Паксянь келес валока!                        Все поле залей-ка!

    * * *

    Ай, каляда, каляда!                           Ай, коляда, коляда! Карьхкянязон каяда!                           Ковшик наполните!

    Кие каяй карьхкязон-                           Кто положит в ковшик, Сиянь шачи цёраняц!                           Пусть (у того) сын родится!

    Сицянь шачи цераняц,                         Пусть сын родится,

     Ули паксянь сокойняц!                             Пусть пахарем будет!

    * * *

    Нармоннят,нармонят             Птички, птички,

            Лямбе кизонь кандынят.           Принесите теплое лето.

            Минь пачада анттядезь,          Мы вас блинами накормим,

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

    Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

    Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

    Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...

    Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

    Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

    Консультация для воспитателей "Народная игрушка как средство нравственного воспитания и художественно-творческого развития детей младшего и среднего возраста"

     Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный...

    Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников

    Консультация для родителей Игра-драматизация,  как средство  нравственного воспитания дошкольников...

    Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников"

    Игра драматизация как средство нравственного воспитания дошкольника...