Домашний логопед.
статья по теме

С чего же начать заниматься дома? Акцент необходимо сделать на развитие мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха. Занимайтесь с ребёнком в игровой форме,. Проявляйте фантазию, чтобы малышу было интересно выполнять все эти упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashniy_logope11.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Домашний логопед

   В настоящее время мы часто встречаем детей с нарушением звукопроизношения, которым необходима помощь логопеда. И практически всегда все эти трудности можно устранить ещё в дошкольном возрасте. К сожалению, многие родители не придают должного значения плохой речи своих детей и упускают драгоценное время, надеясь, что «с возрастом всё пройдёт». Но надежды не всегда оправдываются. Необходимо своевременно позаботиться о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить!

   Допустимо, что 3х летний ребёнок смягчает согласные звуки; заменяет звуки «ш», «ж» на «с», «з»; заменяется звук «л» и «р» другими звуками; пропускает трудные звуки; переставляет местами звуки или целые слоги; сокращает длинные, трудные, слова и т.д.

   Перечисленные нарушения, в норме, исчезают к 5 годам. Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду. Но не надо сидеть сложа руки и ждать улучшений, а сами помогите своему ребёнку преодолеть все речевые трудности.

  Так, например, с трех - четырехлетними малышами можно позаниматься дома. Помимо обучения, это ещё и занимательное общение со своим ребёнком. Существуют специальные упражнения в форме игры, которые помогут развить подвижность губ и языка, выработать правильный вдох и выдох, а также быстрее научиться выговаривать все трудные звуки.

Итак, начинаем заниматься дома:

Умелые пальчики – чистая речь

      Очень важная роль отводится развитию мелкой моторики. Есть прямая взаимосвязь между ловкостью пальчиков с речевым развитием ребенка. Пусть ваш малыш «побегает» пальцами по столу – вначале одной рукой, потом двумя, в одном направлении, потом в разных, пусть загибает и разгибает по очереди пальчики. Всё это хорошо делать с речевым сопровождением. Н-р:      

 Апельсин

Мы делили апельсин,             (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один.

Эта долька – для ежа,             (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура!           (встряхиваем обе кисти)

    Маленькая мышка

Маленькая мышка                 (бежим пальцами обеих рук по столу или коленям)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки,     (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него)

И пальчиком грозит:              (грозим пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку?      (сложенные ладошки прижимаем к одной щеке)

А кто не хочет спать?             (сложенные ладошки прижимаем к другой щеке)

Такого непослушного

Я буду щекотать!»                (щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку).

    Хорошо помогает лепка из пластилина и солёного теста, малышу будет интересно бросать мелкие камешки в узкое горлышко бутылки, вставлять пуговицы в прорезь самодельной прозрачной копилки. Чаще давайте малышу проявлять самостоятельность: развязать и завязать шнурки и бантики, застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию на одежде, засучить рукава. Так постепенно развивается мелкая моторика. И со временем, когда пальчики будут становиться более ловкими, речь ребёнка будет понятнее всем окружающим.

Артикуляционная гимнастика

    Ежедневные упражнения перед зеркалом помогут языку и губам выработать необходимую гибкость, подвижность, т.е. стать «послушными».

1. «Трубочка-Улыбка»: сжать зубы, а губы вытянуть вперёд в виде трубочки, затем улыбнуться, обнажив зубы. Повторять 10 раз.

2. «Лопаточка»: приоткрыть рот, одновременно улыбаясь, язык расслабленный и широкий выкладываем на нижнюю губу. Удерживаем 10 секунд. Упражнение повторяется 5–10 раз.

3. «Блинчик»: завернуть язык наверх, как будто вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами. Повторять 5–7 раз.

4. «Чистим нижние зубки»: улыбнуться и двигать язычок по нижним зубам из стороны в сторону. Повторять 10 раз.

5. «Часики»: в улыбке двигать языком из одного угла рта в другой. Повторяем 10 раз.

6. «Непослушный язычок»: кладём расслабленный язык на нижнюю губу и хлопаем по нему губами: пя-пя-пя. Делаем 3 раза по 10 «хлопаний».

7. «Шарик»: раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться», выпуская воздух сквозь сжатые губы. Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание.

8. «Перекати шарик»: поочерёдное надувание то одной щеки, то другой, с фиксацией в каждом положении на 5 секунд.

9. «Расчёска»: двигать нижней челюстью вперёд-назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губу нижними зубами. Делать по 10 движений.

10. «Лошадка»: приоткрыть рот, присосать язычок к нёбу и щёлкаем как лошадка.

   Проявите фантазию, будьте артистами, чтобы ребенку было интересно выполнять все эти упражнения. И не забывайте хвалить и подбадривать его. Некоторые упражнения малыш не сможет правильно сделать с первого раза. Но с сотой попытки обязательно всё получится!

Играем и речь развиваем

  Будет здорово, если вы с вашим трехлетним малышом станете заниматься развитием речи. Вначале научите ребенка различать звуки, например: «з» и «ж». Нарисуйте картинки, обозначающие «з» (комарик) и «ж» (жук). Сначала произносите чистые звуки «з» и «ж». При звуке «з» ребенок должен показывать на комарика, при «ж» – на жука.

  Потом произносите слоги из двух звуков, например: «за», «ож», «из», «жу» и т.д.  (чётко выделяя звуки «з» и «ж»). Ребенок опять показывает на картинку с комариком или с жуком.

  Дальше уже произносите слова с этими звуками (живот, зонт). После каждого слова ребёнок показывает нужную картинку. После этого можно поменяться ролями, где уже ребёнок будет произносить звуки, слоги, слова, а вы будете показывать картинку. И обязательно спросите у малыша, правильно ли вы справились с его заданием. И так далее играйте с другими звуками речи.

  Важное правило – не сюсюкайте с ребенком, не коверкайте слова, говорите с ним красивым нормальным языком. Пусть малыш учится подражать вам, а не вы ему.

Речевое дыхание

  Также важно, чтобы дети научились делать вдох носом и выдох ртом разной силы. Делайте это в игровой форме. Например, покажите, как надо нюхать цветочки (сделать глубокий вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»), задувайте пламя свечи, выдувайте мыльные пузыри, попробуйте вместе изобразить ветер (от легких до сильных порывов и наоборот).

  Можно сделать из бумаги фигурку, прикрепить её на ниточку и показать ребенку, как она будет летать, если на неё сильно и долго дуть. Научите малыша дуть на горячее, плавно и протяжно, а также своим дыханием согревать ручки, которые «замёрзли». Поверьте, малышу будет интересно всё это делать, особенно вместе с вами.  

   Занимайтесь со своим ребёнком каждый день, и Вы увидите результат, который вас порадует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

Статья. "В помощь родителям. Домашний логопед"

в статье предлагаются рекомендации для родителей как заниматься с ребенком дома...

Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...

Обобщение опыта учителя-логопеда (пособие в помощь родителям) "ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД"

В помошь родителям в работе с детьми дома по исправлению нарушений звукопроизношения.В данном пособии подобраны следующие  материалы:-комплекс артикуляционной гимнастики;-комплекс дыхательной гим...

Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга

План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....