Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Марина Сергеевна Замогильная

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx260.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед.

Исправление речи в домашних условиях»

Под веселую музыку дети и родители входят в зал,

 рассаживаются по местам.                         №1

Логопед:  Здравствуйте дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время, и пришли на нашу встречу! Сегодня наше родительское собрание пройдет в необычной форме. Вместе с вами на собрании будут присутствовать и принимать самое активное участие ваши дети.

Цель нашей встречи – научиться игровым приемам для развития ребенка в семье.

Логопед: Предлагаю вам представиться - назвать своё полное имя, затем назвать свое имя ласково. Педагог называет своё полное имя и подбирает ласковое слово к своему имени: «Меня зовут Марина Сергеевна, Мариночка!

Игра «Назови ласково свое имя»

Очень приятно познакомиться с вами!

Родители, дети садятся на стульчики.

  1. Логопед: Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной  гимнастики.

Какие вы можете назвать органы речи?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Артикуляционная гимнастика с карточками под песню

 «Гномы, гномы, вы малюсенький народ»       №2

  1. Логопед: У ребенка есть проблемы с речевым развитием, то занятия пальчиковой гимнастикой ему просто необходимы! И следует помнить, что начинать такие занятия необходимо как можно раньше! Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

*стимулирующим речевое развитие ребенка,

*способствующим улучшению артикуляционной моторики,

*подготовке  руки к письму

Логопед: Вот сейчас мы с вами поиграем  с пальчиками.

Пальчиковая игра:  «Наши пальчики».

Сложим из пальцев ворота, замочек,

Горку, канавку, мостик, заборчик.

Мы пальцы согнули, соединили,

Высокую горку из пальцев сложили.

Пальчик за пальчиком встал, распрямился,

Мизинец к мизинцу – забор получился.

Пальчик за пальчик, крючок за крючок –

Вот получился из пальцев замок.

Но вот постучался тихонечко кто-то,

Смотрите – открыты для гостя ворота.

Через канавку построим мы мостик,

Чтобы легко проходить было гостю.

Логопед: Хорошо воспринимается пальчиковая игра под музыку. Мы развиваем не только мелкую моторику, но и слуховое, зрительное внимание!

Пальчиковая игра под музыку:  «Паучок»         №3

Паучок ходил по ветке, (Одна из рук - "веточка", её вытягиваем вперед.                  пальцы растопырены.

                                               Другая рука - "паучок", который гуляет по "ветке")

           А за ним ходили детки.

           Дождик с неба вдруг полил, (выполняем стряхивающее движение кистями рук)

           Паучков на землю смыл.               (хлопаем ладонями по коленям)        

     Солнце стало пригревать,                (руки поднимаем вверх, перекрещиваем,    растопыриваем пальцы)

            Паучок ползет опять. 

            А за ним ползут все детки,

            Чтобы погулять на ветке.

  1. Логопед:  Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.   Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. 

Логопед:  Давайте выполним упражнения. в  которые доступно, легко играть дома вместе с вами.

         Дыхательное упражнение: «Цветок»

Сомкнуть губы. Вдыхать носом «аромат цветов».  Выдыхать носом.

Носом вдохнули, через рот выдохнули

Носом вдохнули, через нос выдохнули

Ртом вдохнули, через нос выдохнули

Ртом вдохнули, через рот выдохнули.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Вот и кончилась игра.

Логопед: Еще одно упражнение для речевого (физиологического) дыхания:

«Вьюга или Снегопад»

Пособие логопеда – коробка из-под торта, пенопласт, коктейльные трубочки

  1. Логопед:  К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры  и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Логопед:  На логопедических занятиях ребята узнали, что есть звуки  гласные и согласные. Они определяют гласные звуки по символам. Сейчас ребята покажут взрослым, как они поют песенки с гласными звуками.

Пение гласных звуков под музыку «Маленькой елочке, холодно зимой»  №4

  1. Логопед:  Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться.

Подвижная игра: «Шла коза на каблуках»

Шла коза на каблуках
В модных красных сапогах
(Идем на носочках)
По дорожке: цок-цок-цок!
Поломала каблучок.
(идем прихрамывая)
Вот коза на одной ножке
Поскакала по дорожке
Прыг-скок, прыг-скок!
(скачем на одной ножке)
Вновь сломала каблучок!
(осторожно падаем на пол)
Вот коза сняла сапожки,
Зашагала по дорожке:
Топ-топ! Топ-топ!
Как легко без каблуков!
(весело шагаем)

  1. Логопед:  Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе -  своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Обучение грамматической правильной речи достигается с помощью специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него.

Игровое упражнение: «Какой? Какая? Какое?»

Цель игры: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных

Логопед:  Сок из апельсина - апельсиновый сок, апельсиновая конфета, апельсиновое варенье;

Малиновый сок, малиновая конфета, малиновое варенье

Игровое упражнение: «Доскажи словечко»

Цель игры: Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Логопед:  Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

 Ворона каркает,  а воробей  . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Логопед:  

Лепить из снега…что?  (снеговика)

Кататься с горки на… (на санках)

На катке катаются на… (на коньках)

Съехать на санках с … (с горки)

По лыжне кататься на… (на лыжах)

Зимой строить крепость из … (из снега)

Мороз рисует узор на … (на окне)

Положить птица зёрна в … (в кормушку)

Снежинки летят по … (по воздуху)

В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)  

  1. Логопед: Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Игровое упражнение: «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

Логопед: Можно сочинить целую сказку, предложив ребенку необычную ситуацию.

  1. Логопед: Также развивать и обогащать словарный запас детей можно с помощью графической аналогии или с помощью приема мнемотехники. Сейчас мы вместе выучим стихотворение, легко, быстро и без слез

Мнемотаблица к стихотворению П. Воронько «Обновка».

Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы.
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.

  1. Логопед: И еще один, не менее важный аспект, это – формирование графических умений и навыков письма. В логопедической группе выделяется специальное время для подготовки детей к письму. Подготовка  к  письму   включает в себя развитие  ориентировки на листе бумаги, развитие    зрительного восприятия и умение координировать движение рук.

Логопед:  Сегодня мы рассмотрим один интересный вариант графического диктанта.

- Перед вами листы бумаги в клетку и карандаши. Возьмите руку своего ребенка в свою руку. Помогите ребенку в пространственной ориентации на листе бумаги. Потом он будет выполнять такое упражнение самостоятельно.

Графический диктант «Слон»

1 клетка  вправо, 7 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх.

Логопед: Попробуйте догадаться, кто у вас появился на листе бумаги? Как ты догадался, что это слон? ( есть длинный хобот, толстые ноги)

Логопед:  Наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание и помощь. И с вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и желанию.

Логопед:  Ребята, сегодня хочу поздравить вас и вручить вам почетные грамоты и дипломы за участие в конкурсах.

Вручение грамот и дипломов.

Логопед: Может быть, наши дети станут в будущем знаменитыми артистами, умными депутатами, грамотными журналистами или просто хорошими людьми, правильная речь им, несомненно, пригодится, и мы ими будем очень гордиться!

И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем! До свидания!

http://logoped.name/wp-content/uploads/2010/09/%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg

 

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам слона

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Коррекционно – развивающие игры. Семинар-практикум с участием детей и родителей.

Цель семинара - познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)...

Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга

План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....

Семинар практикум «Сенсорное воспитание детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних усло...

Консультация для родителей "Нормы и отклонения речевого развития детей 2 – 3 лет. Методы стимулирования речи в домашних условиях"

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 2 - 3 лет. Так же, есть показатели, которые должны насторожить родителей....