Обогащение лексики и развитие грамматического строя речи. Домашние занятия.
консультация по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

Как, просто общаясь с ребёнком, Вы можете обагощать и развивать лексические и грамматические закономерности родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchen._leksiki.doc101.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение лексики  и развитие грамматического строя речи».

    Развитие речи на пятом году жизни ребенка характеризуется как процесс постепенного перехода к более высокому уровню овладения родным языком. Прежде всего, меняется содержательная сторона общения между ребенком и взрослым. Движущим мотивом общения чаще становится стремление ребенка к познанию языковых закономерностей. Ребенку интересно попробовать свои силы в словотворчестве на основе грамматических правил и различных словообразовательных моделей.

К концу 5-го года жизни нормально развивающийся ребенок овладевает правильным  произношение всех звуков речи (в единичных случаях допустимо неправильное произношение трудных с точки зрения артикуляции звуков: шипящих  -ш, ж, ч, щ; соноров –р, рь, л, ль).

   На 5-м году жизни значительно совершенствуется интонационная выразитель ность речи, улучшается разборчивость звучания и четкость дикции. Достаточный уровень развития фонематического восприятия позволяет ребенку различать слова с оппозиционными звуками (крыса - крыша, мышка - миска). После соответствующего обучения, ребенку становится доступным звуковой анализ слов несложной слоговой структуры.

В этом возрасте нормально развивающиеся дети уже способны критически оценивать недостатки своей речи.

«Задержки, «трудности» в усвоении ребенком 5-го года жизни лексических и грамматических закономерностей родного языка, в становлении механизмов словотворчества должны стать объектом пристального внимания со стороны не только педагогов, но и родителей.

Важнейшим условием гармоничного речевого развития ребенка 5-го года жизни является наличие развивающей речевой среды. Взрослые должны предлагать ребенку для обсуждения интересную информацию о событиях и явлениях, выходящих за пределы хорошо знакомого, привычного окружения. Целесообразно знакомить ребенка с иллюстрированными детскими энциклопе диями, познавательными фильмами о живой природе других климатических поясов и т.д. Продолжается работа над обобщающими понятиями (мебель, посуда, транспорт, насекомые, домашние животные и их детеныши и т.д.). Причем ребенок должен знать не только как они называются, но и кто как говорит, кто что ест, что из чего сделано и т.д. В словарь вводятся названия профессий и действий, связанных с профессиональной деятельностью. Учите ребенка использовать слова, характеризующие эмоции и взаимоотношения людей (по сюжетным картинкам).

Закрепляйте правильное употребление слов, обозначающих местоположение предметов, и предлогов.

Отдельная работа должна проводиться по введению в речь ребенка антонимов. Вначале необходимо подобрать парные картинки, чтобы он наглядно увидел Разницу между антонимами (чистый мальчик - грязный мальчик, старая книга - новая книга и т.д.). Для закрепления данного материала можно поиграть с ребенком в игру «Наоборот».

- Все, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю: «Эта машина близко»; ты говоришь: «Эта машина не близко, а далеко».

Учите ребенка употреблять числительные: 1 машинка, 2 машинки, 5 машинок и т.д.

Продолжается работа по совершенствованию навыков словоизменения.

Родительный падеж единственного числа существительных.

Предложите ребенку посмотреть и запомнить 5-6 картинок или предметов,

выложенных на столе, попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза, уберите

1 картинку и спросите: «Чего нет на столе?»

Родительный падеж множественного числа существительных.

Хорошо закрепляется в игре «Один - много».

Опросите ребенка найти картинки, на которых нарисован 1 предмет и много таких же предметов, назвать их: один мяч - много мячей, одна кукла - много кукол и т.д.

Множественное число существительных, обозначающих детенышей домашних животных: щенок - щенята, лисенок - лисята и.д.

Образование глаголов настоящего времени хорошо закреплять в ходе ответов на вопросы: « Маме надо мыть посуду. Что делает мама? Моет посуду. И т.д. Спряжение глаголов единственного числа по лицам: я ем, ты ешь, он ест. Изменение прилагательных по родам.

Для этого поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Разложите на столе предметы или картинки и предложите ребенку поочередно забирать их себе, говоря при этом: «Это мое полотенце. Это моя шапка. Это мой карандаш» ит. д. Если ребенок правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существительными. «Назови вкус предметов: сахар, соль, мороженое, лимон» и т.д. Игра «Наоборот»:  

табурет твердый, а  кресло....    Ночь темная, а день…        »,

игра «Аналогии»: «Вода горячая и чайник..,  Снег белый и сахар...».

Поощряйте детское словотворчество, однако старайтесь в мягкой форме под - сказывать ребенку правильные, общеупотребительные образцы слов. В работе над грамматическим строем речи учите ребенка распространять предложения за счет определений и обстоятельств, а также строить сложносочиненные предложения. Для этого можно использовать игру «Кто больше?». Попросите ребенка составить предложение по картинке, например: «На стуле спит кот». Каждый поочередно произносит это предложение, добавляя к нему определения: « На деревянном стуле спит кот. На большом, деревянном стуле спит кот. На мягком, большом, деревянном стуле спит кот. На мягком, большом, деревянном стуле спит рыжий кот и.т.д. Продолжим работу, составляя предложения по картинке с несколькими действующими лицами, употребляя союзы «а», «и»: «Петя играет в песочнице,  и Маша играет в песочнице. Петя играет в песочнице, а Маша читает книгу. Работу над сложноподчиненным предложением,  лучше начинать с фраз типа « Сначала...

 а потом....». Работу над сложноподчиненным предложением с союзом «потому что», хорошо организовать в форме игры «Почемучка»: разложите на столе различные предметы (зонтик, ложка, машинка, чашка и т.д.), попросите ребенка поочередно брать их и отвечать на ваш вопрос, например: «почему ты взял чашку?». - «Я взял чашку, потому что хочу пить».

В работе со сложноподчиненным предложением с союзом «чтобы» можно поиграть в туже игру или игру «Волшебники». Предложите ребенку представить, что он волшебник и все его желания сбываются, дайте ему

волшебную палочку и попросите загадать желание: «Я хочу, чтобы        ».

Закрепляя употребление сложноподчиненного предложения с союзом «что», Поиграйте с ним в игру «Знайка и Незнайка»: вначале вы будете Знайкой, а ребенок Незнайкой, потом поменяетесь ролями. Взрослый: «Я знаю, что медведь  зимой спит». Ребенок: «Я не знаю, что медведь зимой спит». И т.д.

    На 5-ом году жизни продолжается совершенствование диалогической речи. Учим ребенка описывать картинку, составлять рассказы по картине или серии сюжетных картинок. Формируйте умение объяснять последовательность своих действий при выполнении того или иного задания. Большое значение в этом возрасте, как и ранее, придается чтению детских сказок, их пересказу. Ребенок должен научиться объяснять, почему ему нравиться или не нравиться сказка, рассказать про своего любимого героя. Рекомендуется также заучивание стихов, что способствует развитию слуховой памяти, обогащению словаря и уточнению грамматических конструкций. Конечно же, домашние занятия не могут заменить квалифицированную помощь специалиста, но они служат хорошим дополнением к ней.

Желю  Вам успехов и терпения!

Рекомендуемая литература:

  1. Журова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990 г.
  2. Киселева В. А. Диагростика и коррекция стертой формы дизартрии: Пособие для логопедов .: Школьная пресса 2007 г.
  3. Ткаченко т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Рабочая тетрадь. М: ГНОМ и Д 2005г.
  4. Методы обследования речи детей/Под ред. Г.В. Чиркиной М.: Аркти 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на кухне(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)

Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашн...

обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

в данной консультации предоставлена информация для родителей по обогащению лекики детей....

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И  РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...