Игры на кухне(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)
материал на тему

Черненок Зугра Фасхутдиновна

Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость я рекомендую вам так называемые игры на кухне. Они не потребуют от вас больших приготовлений и не займут много времени. Но, при регулярных занятиях такие игры значительно обогатят словарь вашего ребенка и помогут совершенствовать грамматический строй речи, т.е. научат ребенка правильно говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры на кухне38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на кухне

(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)

- Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость я рекомендую вам так называемые игры на кухне. Они не потребуют от вас больших приготовлений и не займут много времени. Но, при регулярных занятиях такие игры значительно обогатят словарь вашего ребенка и помогут совершенствовать грамматический строй речи, т.е. научат ребенка правильно говорить.

«Чашка и блюдце»

- Я даю вам задание, вы его выполняете и  комментируете свои действия.

        - Поставь чашку на блюдце.             -   Я поставил чашку на блюдце.

        - Возьми чашку с блюдца.             -   Я взял чашку с блюдца.

        - Поставь чашку возле блюдца.          -   Я поставил чашку возле блюдца.

        - Поставь чашку справа от блюдца  -   Я поставил чашку справа от блюдца.

        - Держи чашку над блюдцем.           -   Я держу чашку над блюдцем.

        - Поставь чашку перед блюдцем.     -   Я поставил чашку перед блюдцем.

        - Поставь чашку под блюдце.          -   Я поставил чашку под блюдце.        

- Возьми чашку из-под блюдца.       -   Я взял чашку из-под блюдца.

* «Где живут продукты?»

- У каждого продукта есть свой домик,  давайте попробуем угадать название этих домиков и запомнить их.

- Сахар живет в … сахарнице.                - Соль живет в … солонке

- Сухари живут в … сухарнице.                - Масло живет в … масленке.

- Перец живет в … перечнице.                - Чай живет в … чайнике.

- Кофе живет в … кофейнике.                - Селедка живет в … селедочнице.

- Конфеты живут в … конфетнице.        - Салат живет в … салатнице.

* «Чего не бывает?»

- Расскажите мне, без каких частей не бывает посуды?

        Не бывает чайника без … носика.

        Не бывает терки без …  дырочек.

        Не бывает кастрюли без … крышки.  

        Не бывает сковородки без … дна.

        Не бывает кофейника без … ручки.

        Не бывает сита без … дырочек.

        Не бывает ножа без … лезвия.

        Не бывает самовара без … крана. И т.д.

* Объясни слово»

- Объясните, что значат слова: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).

* «Доскажи словечко»

- Вы начинаете фразу а ребенок ее заканчивает. Например о том из чего сделаны предметы посуды.

        «Кастрюля железная, а стакан  … стеклянный. И т. д.»

- Или давайте поиграем в игру  «Скажи наоборот».

Хрупкая -                 широкая -                низкая -                мелкая -                

        Чистая -                целая -                старая -                тупой –

* «Посчитаем посуду»

- Произнести название посуды со словами «два, пять».

* «Давай искать на кухне слова»

- Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Холодильника?

* «Угощаю»

- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие слова».

 

На развитие фонематического восприятия

  • «Игра с мячом»

- Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, сажа, ежик, елка, жук, шаг …

  • «Лягушка»

   Выделение звука из ряда гласных: а, у, о, и, э, ы.

- Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки.

   По аналогии проводится игра на другие гласные звуки, позже и на согласные.

По дороге из детского сада.

* «Волшебные очки»

- Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (синим, зеленым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный стакан, красная кастрюля и т.п.

- Красный забор, красное дерево.

* «Я заметил»

- Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. И т.д.

Комплексные разминки

        Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

        Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно, прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

        Растянуть разомкнутые зубы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук /И/.

3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука /У/ (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

4. «Качели» - движения языка вверх – вниз.

        Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5. «Цоканье» языком – прямые руки подняты вверх над головой.

        По команде одновременно с цоканьем языком  сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки..

6. «Часики» - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки прижаты плотно друг к другу.

        Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7. Игра «Хлоп – топ».

        Услышав звук /И/ - хлопнуть в ладоши, звук /Ы/ - топнуть ногой.

        Время выполнения разминки примерно 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение лексики и развитие грамматического строя речи. Домашние занятия.

Как, просто общаясь с ребёнком, Вы можете обагощать и развивать лексические и грамматические закономерности родного языка....

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"

В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет....

Консультация для родителей «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха».

Консультация для родителей "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушением слуха"...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...