Главные вкладки

    Групповая консультация "Страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Казмер Татьяна Владимировна

    Групповая консультация

    «Страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: познакомить педагогов с результатами обследования эмоционально – волевой сферы детей 5-7 лет, обобщить понятия «детский страх», «тревожность», определить причины возникновения страхов и тревожности и пути их преодоления.

    Оборудование: памятки, бланки для диагностики

     

     На сегодняшней встрече я хочу познакомить вас с результатами диагностики страхов и тревожности детей 5-7 лет, которая проводилась во второй половине октября, определить и проговорить основные причины возникновения страхов и тревожности у детей и взрослых и пути их преодоления.

    Во второй половине октября проводилась методика «Рисунок несуществующего животного», цель которого – выявление личностных особенностей ребёнка, уровня его страхов, тревожности и агрессии. Всего было обследовано 42 ребенка в возрасте 5-7 лет. (Анализ результатов)

    СТРАХ основан на инстинкте самосохранения. Страх - это эмоция, которая

    возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается

    определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса,

    дыхания, показателях артериального давления.

    ТРЕВОГА также имеет эмоциональный компонент в виде чувства

    беспокойства и волнения. Часто тревога проявляется в ожидании какого-то

    события, которое трудно спрогнозировать.

    Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, ведь его окружает такой огромный и неизведанный мир, полный загадок и опасностей. Малыш инстинктивно это чувствует и испытывает страх, часто беспочвенный. Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира.

    В настоящее время в качестве основной причины возникновения негативных эмоциональных состояний у детей выделяют факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения между родителями и детьми.

    Материальная нестабильность, потеря родителями своих социальных позиций, неуверенность в себе вызывают у них тревогу, страх и агрессивность, которые в определенных ситуациях появляются и у детей.

    Причины детских страхов:

    v повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно;

    v многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей;

    v гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка, а также если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям;

    v реакция взрослого на опасную ситуацию, неосторожное слово взрослого может навсегда отложиться в памяти ребенка может привести к страхам на бессознательном уровне («Не ходи-упадёшь!», «Не бери-обожжешься!», «Не гладь-укусит!») Из подобных фраз ребенок слышит и запоминает только вторую часть;

    v если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нерешительны, то число

    v страхов может быть максимальным (нет опоры у ребенка в ближайшем

    окружении).

    v противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему;

    v эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки, стремление сравнить своего ребенка с другими детьми.

    Негативные эмоциональные состояния ребенка выступают в виде различных переживаний: разочарование, обида, гнев, вспышки агрессии либо наоборот, чрезмерная послушаемость, неуверенность в себе, рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, навязчивые движения (сосание пальца, грызение ногтей и т.д.) Помощь специалиста нужна в том случае, если страх доходит до патологии. Если страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

    Детские страхи – ступени детства или что является нормой?

    -Как вы думаете, чего боится ребёнок в 2 (3,5,7лет) года?

    До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время «что это?» и «кто это?». Так малыш узнает не только кто есть кто и что есть что, но и опасно ли всё это.

    2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты. Ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?»

    В 3 -4  года появляется страх перед наказанием, анализов крови и уколов. В этом возрасте с вопросом «Почему?» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш больше всего боится того, о чён ничего не знает. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

       От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

         В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии? Укусов змей и хирургических операций.

        Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной  характер с ним не нужно бороться.

     

     

    Как вести себя с тревожными детьми?

    Ø   Выяснить и по возможности устранить причину страхов.

    Ø   Не стоит заниматься «закаливанием», то есть если ребенок боится оставаться один в темной комнате, не запирайте его там, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете кроху. Последствиями таких закаливаний могут быть неврозы, заикания, отклонения в развитии.

    Ø   Не относитесь к страхам малыша как к капризам, тем более нельзя его ругать и наказывать за трусость.

    Ø   Постарайтесь отвлекать малыша, переключать его внимание на любимую игрушку, вовлекать в интересную игру.

    Ø   Обучать терпимости к страху и управлению им (в более старшем возрасте), а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.

    Ø   Проиграйте пугающее ребенка событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным и обыденным. (Например, если ребенок боится собак, поиграйте в пограничника и его любимую собаку или пусть собака расскажет ему, что она думает о нем. Если ребенок боится темноты, поиграйте в тёмной комнате в разведчиков, если врача – в больницу)

    Ø   Дайте ребенку карандаши и пусть рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.

    Методы устранения страхов

    1.                  Рисование страхов

    2.                  Сочинение рассказов на тему страха

    3.                  Фантазирование

    4.                  Сюжетно – ролевые игры

    5.                  Ролевые игры – драматизации

    6.                  Паззл (нарисовать свой страх, делит его на кусочки, превращает в паззл)

    7.                  Закрыть страх в сундук и отдать на хранение

    8.                  Работа с пластилином.

    9.                  Работа с нитками

    10.              Игра «Кляксы»

    Профилактика страхов и тревожности

    1.            В своей работе педагогам применять личностно ориентированную модель воспитания, то есть установление контакта, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к ребенку;

    2.            создание условия для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;

    3.            проявление терпения и педагогического такта;

    4.            критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;

    5.            взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса

    6.            разрешить ребёнку больше двигаться, особенно бегать

    7.            создавать условия для интересных занятий

    8.            использовать игры такого плана, в которых ребёнок может проявить себя смелым и ловким

    9.            проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»

    10.        постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвалы и личного примера.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

    Тревожность детей старшего дошкольного возраста

    В статье раскрываются понятие тревожности, причины ее возникновения....

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

    Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...

    статья "Взаимосвязь детско-родительских отношений с уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

    Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной....

    Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...

    Роль агентов социализации в развитии тревожности детей старшего дошкольного возраста

    В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:-...

    Дипломная работа "Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии"

    Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Объектом исследования в данной дипломной работе является пр...