Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. В настоящее время все более актуальной проблемой становится изучение процесса психологического сопровождения родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogova_rabotaispr.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение родителей

тревожных детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие «тревожность». Основные аспекты проблемы тревожности………………………………………………………………4
  2.  Особенности проявления тревожности у детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………7
  3. Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста…………9

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………14

Введение

В последние годы существенно возросло внимание к семье у специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Внимание к ней связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. А, следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. В настоящее время все более актуальной проблемой становится изучение процесса психологического сопровождения родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста. В связи с вышесказанным увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной [4].

Чаще всего, появление тревожности у детей, в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временной характер. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности ребенка. Однако эффективная работа с тревожным ребенком возможна только в случае тесного контакта с его родителями [1].

Вышесказанное определило актуальность нашей проблемы и ее тему. Цель данной темы - раскрытие форм и методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимом для повышения компетентности и активности родителей как участников воспитательного процесса.

  1. Понятие «тревожность». Основные аспекты исследования проблемы тревожности в психологии

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [9].

По мнению Р.С. Немова, «тревожность – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними» [6].

С.С. Степанов считает, что «тревожность» - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи»[10].

На взгляд, Н.И.Приходько   «тревожность- это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [8].

 Впервые выделил и акцентуировал состояние беспокойства и тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. Многозначность понимания тревоги заключается и как – временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов [12]. 

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психологического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных представлений, а с физиологической сферы сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики, способный повышению уровня эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности [10].

На современном этапе дошкольное образование становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из дошкольного учреждения в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Исследования показывают, что тревога, зарождаясь у ребенка в 7 месяцев, в неблагополучных условиях в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – т. е. устойчивом свойством личности. Недостаточная сформированность или нарушение механизма психологической саморегуляции лежит в генезисе личностной тревожности, так считает Г. Ш. Габдреева. Н. Д. Левитов указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов (темп, интенсивность деятельности). Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления [9].

Приход в дошкольное учреждение увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.

Н. В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений:

- излишняя опека;

- второй ребенок в семье;

- плохая приспособляемость (неумение одеваться, есть, спать);

- непоследовательность оценок, правил, авторитарный стиль отношений [3].

Если ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникает стойкий аффект на разлуку с матерью, что приводит к началу невроза [6].

К основным аспектам исследования проблемы тревожности в психологии является то, что надо оценить специфические особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте; определить семейное воспитание как фактор эмоционального благополучия ребенка; выявить сущность и содержание психологического консультирования родителей по проблеме тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Итак, нами в процессе психолого-педагогической литературы выявлено, что проблема тревожности у детей дошкольного возраста  связана с неправильным воспитанием, неблагоприятными отношениями ребенка с родителями, большое количество ограничений и запретов, чрезмерная забота. 

2.Особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте

В связи с большим потоком информации из телевизора, доступностью компьютерных игр, интернета, большой загруженностью детей родителями посещениями различных кружков, секций увеличилось число тревожных детей. Поэтому актуальной проблемой на сегодняшний день является преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Как можно определить тревожный ли ребенок? В группу дошкольного учреждения входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в дошкольном учреждении немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому, что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

 Как выявить тревожного ребенка? В первые же дни знакомства с детьми можно понять, кто из них обладает тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время занятий и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника или провести беседу. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Критерии определения тревожности у ребенка. (П. Бейкер и М. Алворд)

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4.Раздражительность.

5. Нарушения сна [5].

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Но тревожность может проявляться и в детских рисунках по таким признакам: штриховая линия, которая выглядит, как бы составлена из коротких кусочков, т.е. ребенок, проводя линию, проверяет, туда ли, куда требуется, он ее проводит, многократно прерывая действия, чтобы скорректировать результат. [8].

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что основными признаками тревожности у детей старшего дошкольного возраста являются: излишнее беспокойство, не способность сосредоточиться, быстрое наступление усталости, беспокойный сон, страх столкновения с трудностями.

3.Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и, в особенности, ее коррекции является весьма актуальной. Одна из основных причин возникновения тревожности - нарушении детско-родительских отношений. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает [13].

Выявлена закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению с взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного дошкольника должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей) [7].

Сотрудничество  родителей с педагогами и специалистами обеспечат положительные результаты. Но при этом родителям необходимо консультироваться с педагогом-психологом, посещать родительские клубы,  и выполнять следующие рекомендации должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление. Полезно снизить количество замечаний. Можно предложить родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку [12].

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного дошкольника должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родителям тревожных дошкольников будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно"  [2].

Родители, которые следуют рекомендациям, консультируются с специалистами, посещают  через некоторое время отмечают положительные результаты, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Заключение

      Резкие изменения в жизни общества, порождающие неопределённость и непредсказуемость будущего, стали причиной усиления переживания эмоциональной напряжённости, тревожности. Тревожность лежит в основе многих психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства старших дошкольников. Эти явления в значительной степени составляют неотъемлемую часть развития и сами по себе не должны вызывать беспокойства. Кроме того, существуют некоторые аспекты нормального развития, которые могут показаться похожими на психические нарушения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

          Согласно исследованиям, в настоящее время отмечается увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Беспокойство, тревожность, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Детям внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната. Огромные опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детская тревожность - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи и своя тревожность, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление тревожности совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детская тревожность в случае нормального развития является важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеет положительный адаптационный смысл. Некоторая доля тревожности, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

        К сожалению, в большинстве случаев тревожность возникает по вине самих родителей, причиной чему становятся семейные неурядицы, душевная чёрствость или, наоборот, чрезмерная опека, или же просто родительская невнимательность. В силах педагога, педагога-психолога – содействие  педагогу в создании благоприятного психологического климата в группе, помощь родителям в формировании ими у ребёнка чувства защищённости, осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации для формирования и развития у ребенка уверенности в себе и адекватной самооценки.

Список литературы

  1.  Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. – М. : ПЭР СЭ, 2001. – 160 с.
  2. Вачков, И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий [Текст]/ И. Вачков // Школьный психолог. – 2004. – № 8. – С. 9.
  3. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / Н. В. Имедадзе. – Тбилиси, 1996. – 368 с.
  4. Калиниченко, В. А. Консультирование родителей дошкольников [Текст] / В. А. Калиниченко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 67-69.
  5.  Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М., 2000. – 87 с.
  6.  Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. – 3-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
  7. Пахомова, Е. А. Современные подходы к развитию  системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием, г.Кемерово, 26августа-27 сентября 2013года / Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова  [и др.]. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО,2013. – 258 с.
  8. Приходько, Н. И. Работа психолога с детским рисунком [Текст] : методические рекомендации / Н. И. Приходько. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2011. - 71 с.
  9.  Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 290 с.
  10. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 4. – С. 23-27.
  11.  Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда [Текст] : психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  12.  Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] : психоаналитичесике этюды / З. Фрейд. - Минск, 1991. – 287 с.
  13. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Широкова. –  Ростов н / Д :  Феникс, 2005. – 304 с.
  14. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, 1985. – 176 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальность эмоцианального развития детей дошкольного возраста. Затронуты проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, а также с какими трудностями сталкиваются роди...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...