Главные вкладки

    Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
    учебно-методический материал (старшая группа) по теме

    Стецюк Вера Николаевна

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

    Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста

    Стецюк В.Н.

            Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

            Многие авторы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.

            Педагоги-психологи детских садов, приступая к организации работы с одаренными детьми оказываются перед рядом проблем:

    1. Выбор метода выявления детей с выраженной интеллектуальностью;
    2. Подбор методов и приёмов развития интеллектуальных способностей;
    3. Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

            Рассмотрение интеллектуальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности интеллектуальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие интеллектуальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся в любой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.

            Интеллектуально одаренные дети имеют характерное опережающее развитие, то есть дети, отличаются широтой восприятия; отличной памятью; ранним языковым развитием,обладают широким словарным запасом; высокой концентрацией внимания.

            В поведенческой сфере одаренные дети обладают высоким чувством справедливости, хорошим чувством юмора, в то же время они порывисты, нетерпеливы, проявляют нередко черты эгоцентризма, для них характерны страхи, повышенная чувствительность.

            Одним из главных условий в работе с интеллектуально одаренными детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям, а дать возможность освоиться.

            Второе условие – предусматривает партнерство. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети, воспитатель и педагог-психолог становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной  деятельности.

            Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в интеллектуальном творчестве.

            Следующим условием развития интеллектуально одаренных детей является взаимодействие с семьей. Особенно важно для становления личности одарённого ребенка прежде всего повышенное внимание родителей. Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В воспитании ребенка родители всегда должны выходить за круг бытовых проблем, в их общении должна быть представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

            Родителей и детей должны объединять общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития.

            Интеллектуально одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Важная роль в воспитании и развитии принадлежит педагогу, обладающему творчеством, профессиональной компетентностью и заинтересованность семьи.

            Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход.

    Список литературы:

    1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
    2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
    3. Справочник педагога-психолога. Детский сад. – М., 00, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

    Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

    В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

    Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной деятельности как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной  деятельности как условие развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста». Раскрыты цель, гипо...

    Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

    Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

    «Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

    laquo;Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»(из опыта работы)...