«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
статья (старшая, подготовительная группа)

Евсеева Мария Нурисламовна

«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №89 «Парус»

 городского округа «город Якутск»

                                                          Доклад

«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»

                                                                    Выполнила:                                    инструктор по физической культуре

Евсеева Мария Нурисламовна.

Якутск 2013г

                                                   

                                          АННОТАЦИЯ

                             

Тема выступления: «Использование национальных подвижных игр юкагиров, в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Актуальность. Одним из направлений инновационной работы нашего детского сада является формирование этнокультурной компетентности детей                          в поликультурной среде ДОУ. В рамках этого направления мы являемся   участниками  республиканского сетевого проекта «Семь народов - семь алмазов» этно - экологической программы «Северное сияние» и  курируем юкагирскую культуру.

 Воспитание гармонично развитой личности – духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остается первостепенной задачей семьи, общества, дошкольных учреждений и школы. С самого детства мы должны учить малыша понимать и ценить красоту не только в окружающей действительности, но и в межличностных отношениях. Обязаны передать детям понимание красоты движения, содействовать физическому развитию и совершенству ребенка.

 В последние годы в организации жизни детей в дошкольных учреждениях наблюдается значительное увеличение объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного и умственного развития. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью детей.

 Установлено, что дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризируются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям. Таким образом, достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка.

    Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. К сожалению, многовековая народная мудрость, азы этнопедагогики физического воспитания детей остаются все еще не использованными. Именно обращение к этнопедагогике, средствам этнокультуры, даст прекрасную возможность духовного обогащения наших  

детей. Кроме того, народные подвижные игры, состязания, забавы являются не только увлекательной и полезной формой досуга, но и являются отличным

способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях. Через этику народных подвижных игр воспитывается уважение к людям, развивается толерантность, формируется этнокультурная компетентность.

    Анализ научных этнопедагогических трудов В.Ф. Афанасьева,                       Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева,                      И.С. Портнягина     позволяет определить этнопедагогические особенности физического воспитания. Специалисты указывают на необходимость разработки и внедрения программы по физическому воспитанию, ориентированную на этнокультурный и региональный компонент с использованием средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

   Исходя из вышесказанного, тема исследования «Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» актуальна на современном этапе. Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: процесс развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством национальных подвижных игр юкагиров.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей дошкольного возраста будет эффективным при создании оптимальных условий, включающих:

  - использование национальных подвижных игр с учетом возраста и народных традиций физического воспитания детей;

   - систематизацию и классификацию национальных подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;- обеспечение системной передачи и усвоение детьми доступного и полезного опыта народа по использованию национальных подвижных игр юкагиров;

 - целенаправленное обогащение личного двигательного опыта детей.

Целью исследования является определение эффективности использования национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей дошкольного возраста.

 Исходя из этого, задачи исследования включает в себя следующее:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Изучение уровня физической подготовленности детей;
  3. Анализ и систематизация национальных подвижных игр юкагиров                                        в соответствии с возрастом детей;
  4. Разработка методических рекомендаций по использованию национальных подвижных игр юкагиров  на занятиях по физической культуре.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

    - анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования;

    - наблюдение учебно-воспитательного процесса в ДОУ;

    - тестирование физической подготовленности и знаний детей старшего дошкольного возраста;

   - социологические методы (беседы, опрос детей, анкетирование родителей);

   - педагогический эксперимент.

Базой исследования явилось МБДОУ ЦРР - Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск».  В исследовании приняли участие 60 детей из 2 подготовительных групп: 30 детей из экспериментальной и 30 детей из контрольной группы.

 Структура доклада состоит из введения, двух глав, заключения, списка   использованной литературы и приложения.

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Юкагиры (самоназвание водул – тундровые юкагиры, одул – таежные, колымские юкагиры) являются древнейшими аборигенами современной территории Якутии.

К приходу русских на север юкагиры жили разбросанно на огромной территории от реки Лена до реки Анадырь. Юкагиры вели кочевой образ жизни. Основным занятием были оленеводство, охота и рыболовство.

Юкагиры Якутии сохранили родной язык,  игры предков. Дети далеких северных поселков, например в с. Андрюшкино Нижнеколымского района, играют в некоторые игры своих предков, забрасывая арканы, метая боласы, стреляя из лука.

Праздники и непременно сопровождавшие их игры (лодоль, лороль) составляли существенную часть жизни юкагиров, в которых активное участие принимали и дети.

С самого раннего возраста детям в игровой форме старались прививать необходимые охотнику качества. Постоянным спутником мальчика был лук, который сразу после рождения ребенка подвешивали к люльке. По мере роста ему мастерили новый, соответствующий возрасту, лук со стрелой, имевший тупой наконечник. Мишенями служили мелкие животные.

Для развития быстроты и выносливости мальчиков учили быстро бегать, переносить камни и различные тяжести с привязанными к ноге камнями. Такие упражнения вырабатывали силу рук и ног, умение управлять своим дыханием.

Особое место занимают детские игры, среди которых есть и игры взрослых и специфические детские. Как и дети всего мира юкагирские дети катались с горок, забавлялись, надевая на голову своего товарища шапку, наполненную снегом, качались на качелях, играли в «Дочки-матери» («Мой друг» («Мит киинмэ»), «Прием гостя» («Саримэ киидэ»).

Общие для детей всего мира игры, конечно же имели у юкагиров свою специфику, зависящую от условий и уклада жизни, от существующих подручных материалов, от обычаев этноса. Так, например, качели юкагирских детей (чиихаркаа) сооружались их короткого бревна, положенного на высокую кочку, на которую поперек клали другое более длинное бревно-балансир. Другой вид качелей (ууриндьаа) представлял собой веревку, натянутую на неиспользованную треногу юрты. Если дети многих народов любили катать обод велосипедного колеса, то юкагирские дети волочили по земле оленьи рога (такую игру называли «Волочение» («Аргиш»).

Многие игры детей были повторениями игр взрослых, вырабатывавших силу, ловкость, выносливость. Существовали игры, которые способствовали привитию детям трудовых навыков. Так, мальчики, помогая родителям переносить рыбу из лодки на берег, устраивали негласные соревнования. Каждый старался взять более крупную рыбу и сделать больше заходов. Такие состязания детей позволяли родителям определить наклонности своих чад. Наиболее сильных и ловких отец уже мог брать с собой, приучая к самостоятельности.

Игры имели условную классификацию: зимние, летние, круглогодичные, по количеству участников: индивидуальные, парные, командные, или по каким либо иным признакам, например: беговые, прыжковые, метательные и т.д.

Так к  VI Республиканскому съезду малочисленных народов Севера в нашем детском саду прошла декада юкагирской национальной культуры, где мною был показан практикум из подвижных национальных игр юкагиров, которые мы используем на занятиях и развлечениях.  

Цель практикума: формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная. Дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с их играми.

Воспитывающая: Продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии.

Развивающая. Развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность.

Планируемые результаты. Активное участие в подвижных играх, выражение положительных эмоций (интерес, удивление, радость, удовлетворение); знание традиций народов республики, имеет понятие о многонациональности мира.

1 игра. «Мунехач» - метание чаута.

Описание игры:

В стороне на площадке ставится фигура оленя с рогами. Дети, изображающие оленеводов, располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 метра от него.

Поочередно оленеводы с места или с разбега метают чаут (аркан) на оба рога. Каждый оленевод имеет 3 попытки. От того как он попал в цель. Засчитываются очки. Если попал чаутом на оба рога. То получает 5 очков, если на 1 рог- то 3 очка, если промахнулся- 0 очков. Выигрывает тот – у кого больше очков

Правило: метать чаут можно только с условленного расстояния.

2 игра. «Ходьба между пеньками с закрытыми глазами».

Вдоль площадки ставится 5  пеньков на расстоянии друг от друга 1,5 метра. На глаза детей завязываем ленты, украшенные орнаментами, и они с завязанными глазами должны пройти между пеньков способом «змейки» и так же вернуться обратно, не задевая пеньки.

Победитель тот, кто ни разу не задев пенек вернулся на свое место. Воспитатель стоит рядом, контролирует процесс.

3 игра.  «Прыжки через шапки».

На середину площадки ложим 5-6 шапок друг на друга (в начале высота произвольная). Дети должны с определенного места разбежаться, оттолкнуться и перепрыгнуть эту «гору» из шапок. Со временем задачу усложняем, ложим больше шапок, чтобы высота стала еще выше.

Победитель в этой игре тот, кто не задев ин не уронив ни одной шапки перепрыгнет самую большую высоту.

4 игра.  «Оленьи скачки».

Для этой игры – эстафеты разделяем детей на 2 команды. Необходимы 2 деревянные палки с фигурной головой оленя, которую дети прижав между ног т. е. сидя на оленях бегут вдоль площадки до определенного знака, обегают его и прибежав до финиша передают следующему.

Побеждает та команда, которая прибежит к финишу первым.

 Заключение. Роль и место игр, в традиционной культуре юкагиров тундры огромна: через игры  они учатся подражать взрослым и готовят себя к будущему. Помимо вышесказанного мы считаем,  что такие игры учат детей к экологическому отношению к природе, перед которым преклонялись  юкагиры, к усвоению этнических норм поведения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста

Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

Статья "Роль подвижных игр в развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема использования подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников....

Методические рекомендации и разработки по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста якутским национальным играм.

рекомендация для инструктров по физической культуре ДОУ по развитию физических качеств детей якутским национальным играм....

Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста

Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения...

Подвижные игры на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры на развитие физических качествдетей старшего дошкольного возраста...