Влияние подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Шаповалова Светлана Николаевна

Педагогическое исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_issledovanie.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогическое исследование по теме «Влияние подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста»

Обоснованно, что наиболее существенным периодом в процессе формирования личности человека считается дошкольный возраст. В данном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия в различных формах двигательной активности.

Подвижные игры в практике дошкольного образования, используются регулярно. Традиционные подвижные игры, включают в себя разнообразные простые по двигательному содержанию игры, а спортивные игры, позволяют осваивать более сложные движения, используются редко. Исходя из этого в программу обучения дошкольников подвижным играм, включаются элементы спорта.

Актуальность исследования «Влияние подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста» заключается в том, в подвижных играх с элементами спорта, присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому в этих играх проявляются физические качества: скоростно-силовые, координационные, выносливость, быстрота, гибкость. 

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста под влиянием подвижных и спортивных игр.

Предмет исследования: влияние подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств старших дошкольников.

Цель исследования обосновать и экспериментально выявить эффективность применения подвижных и спортивных игр для комплексного развития физических качеств у старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно – методические источники об особенностях развития физических качеств в старшем дошкольном возрасте;
  2. Изучить специфику подвижных и спортивных игр, а также планирование подвижных и спортивных игр в непосредственно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  3. Экспериментально проверить эффективность влияния подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач по физическому воспитанию  - развитие физических качеств. Поскольку физические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из них способствуют улучшению других физических качеств.

Мы считаем, что развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если в качестве средства целенаправленно использовать систематизированные, подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей и степени сложности  подвижные и спортивные игры.

Педагогическое исследование мы проводили на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 7» г. Калача, Воронежской области и длилось шесть месяцев (с 01.10.16 по 01.04.17г).

В исследовании были задействованы 40 детей из подготовительных групп: 20 детей из группы «Капелька» (Контрольная) и 20 из группы «Пчелка» (Экспериментальная) в возрасте 5 – 6 лет.

Педагогическое исследование проходило в три этапа.

На первом этапе мы подобрали методику для определения уровня развития физических качеств, критерии их оценивания, создали условия для педагогического исследования. Провели анализ результатов исследования.

На втором этапе провели педагогическое исследование. В экспериментальной группе «Пчелка» апробировали комплекс подвижных игр с элементами спорта для комплексного развития физических качеств.

На третьем этапе мы провели контрольное тестирование в экспериментальной и контрольной группах и сравнительный анализ педагогического исследования.

Для выявления уровня развития физических качеств у детей 6-го года жизни мы использовали следующие тесты: (тесты предложены Н.Н.Кожуховой, Л.А.Рыжовой, М.М. Самодуровой).

Тест №1  Бег на дистанцию 30 метров с ходу (быстрота)

Тест №2  Прыжок в длину с места (скоростно –силовые)

Тест №3  Наклон туловища вперед на гимнастической скамейке (гибкость)

Тест №4  Бег на 120 м (выносливость)

Тест №5  Бег на 10 м между предметами (ловкость)

Оценивание проводилось по трем уровням физического развития детей 6 – 7 лет (В – высокий, С – средний, Н – низкий)

По результатам проведенного тестирования на начало исследования мы видим, что средний показатель в экспериментальной группе из 20 детей  имеют высокий уровень - 1 ребенок (5%), у 15 детей (75%) – средний уровень, у 4 детей – низкий уровень, что составляет 20% от общего количества детей.

В контрольной группе, высокий уровень на той же позиции, что и в экспериментальной группе, средний уровень составляет 85%, это 17 детей и низкий уровень имеют 2 ребенка (10%).

При тщательном анализе, мы выявили Диаграмма 1, что качество быстроты на высоком уровне в обеих группах одинаково, средний уровень в группе «Капелька» выше, чем в группе «Пчелка», а низкий уровень на 15% в группе «Капельки» ниже.

Скоростно – силовые качества в группах находятся на среднем уровне практически одинаковые, но в группе «Пчелка», дети имеют высокий уровень, что отсутствует в группе «Капельки», и низкий уровень практически на одном уровне.

Гибкость на высоком уровне в группе «Пчелка» на 10 % выше, а низкий уровень ниже на 15 %, чем в группе «Капелька», средний уровень в группах одинаковый.

Низкий уровень в выносливости в группе «Капелька» выше на 5% и высокий уровень на 15%, чем в группе «Пчелка», а средний уровень в этой группе превыше на 20%.

Ловкость в группе «Пчелка» на высоком уровне развита больше на 5%, средний уровень на 20% выше в группе «Капельки», и низкий уровень на 15% превышает в группе «Пчелка», чем в группе «Капельки».

На втором этапе, непосредственную образовательную деятельность по физической культуре в обеих группах, мы проводили по традиционной  программе дошкольного образовательного учреждения, но на третьем занятии в экспериментальной группе мы включили комплекс упражнений и  подвижных игр с элементами спорта (футбол, пионербол, баскетбол) для комплексного развития физических качеств.

Выбор игр был не случайным. Из литературных источников мы отметили, что все манипуляции с мячом (катание, бросание, отбивание, ловле) благоприятствуют развитию не только физических качеств, но и согласованности движений, ориентировке в пространстве.

Для выявления эффективности влияния подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств старших дошкольников, после исследования, провели контрольное тестирование. Мы использовали те же тесты, что в начале исследования.

По результатам мы видим, что в контрольной группе высокий уровень показывают 5 детей (25%), средний уровень – 14 детей (70%) и низкий уровень 1 ребенок (5%), так как ребенок редко посещал детский сад.

В экспериментальной группе высокий уровень показывают 7 детей (35%), средний уровень – 13 детей (65%), а низкий уровень отсутствует.

Сравнительный анализ результатов на начало и по окончании педагогического исследования свидетельствует об значительных изменениях показателей у детей экспериментальной группы. Если на начало исследования высокий уровень показывал 1 ребенок, то по окончании зафиксировано 7 детей. Низкий уровень показывали 4 ребенка, после исследования этот показатель не зафиксирован.

Кроме того, необходимо отметить положительную динамику и в контрольной группе, так как в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре  так же включены подвижные игры.

Из выше сказанного можно сказать, что предложенный нами комплекс подвижных игр с элементами спортивных игр (футбол, пионербол, баскетбол) эффективно влияют на комплексное развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, так как педагогическое исследование показало положительную динамику уровня развития физических качеств детей.

В заключении педагогического исследования, у детей повысился интерес к спортивным играм, это наблюдалось во время самостоятельной двигательной деятельности, как в детском саду, так и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка Тема: влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: “Влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста” рассчитана на два года.Систематически использовались упражнения на фитболах в...

Статья "Роль подвижных игр в развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема использования подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников....

Публикация на тему: Влияние флорбола на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет"

Презентация по физической культуре на тему "Влияние флорбола на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет"...

«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

laquo;Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»(из опыта работы)...

Подвижные игры на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры на развитие физических качествдетей старшего дошкольного возраста...