Статья "Роль подвижных игр в развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Павловская Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема использования подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr_v_razvitiya_fizicheskih_kachestv.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Роль подвижных игр в развития физических качеств

детей старшего дошкольного возраста»

Педагогами-исследователями и педагогами-практиками отмечается, что система физического воспитания детей дошкольного возраста должна обеспечивать целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивая право каждого дошкольника на постоянное и наиболее полное физическое развитие. Современная действительность такова, что увлекательные подвижные игры сменились играми компьютерными. Приоритетными стали интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников. Современные дети все меньше времени играют в подвижные игры, гуляют и общаются со своими сверстниками. Проявляющийся нарушенный баланс между игрой и другими видами деятельности детей, между различными видами игр оказывает негативное влияние, как на состояние здоровья, так и на уровень развития физических качеств детей дошкольного возраста. Недостаточная физическая активность детей выступает в качестве ведущей причины ухудшения здоровья детей, понижения их жизненного тонуса.

Все это делает актуальным поиск возможных путей физического оздоровления дошкольников, определение наиболее эффективных средств развития двигательной сферы детей, развитие у дошкольников интереса к движениям на основе потребности стать ловким, сильным и смелым. Разрешение данной проблемы возможно путем создания определенных педагогических условий, которые позволяют обеспечить целостность воспитательного процесса, гармоничность физического и личностного развития детей дошкольного возраста. В качестве наиболее эффективного средства физического развития дошкольников выступают игровые формы организации двигательной деятельности детей.

Подвижная игра является первой доступной для дошкольников формой деятельности, предполагающей сознательное воспроизведение двигательных навыков. Исследованием подвижных игр занимались такие авторы, как                       В.Г. Барбаш, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и другие. Авторы указывали на роль подвижных игр в развитии дошкольников. Так, в работах Т.И. Осокиной подчеркивалось, что подвижная игра выступает в качестве средства, обеспечивающего гармоничное развитие ребенка, позволяет дошкольнику овладеть своим поведением, сформировать положительные взаимоотношения, обеспечивает благополучное эмоциональное состояние. В теории и методике физического воспитания и развития ребенка вопросам подвижных игр уделяли внимание                                       Э.И. Адашкявичене, Р.И. Вавилова, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина и др. В частности, Р.И. Вавиловой отмечается, что подвижные игры дают ребенку возможность овладеть разнообразными сложными двигательными действиями, проявлять самостоятельность, активность и творчество. Этими авторами довольно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников подвижным играм.

Исследуя особенности развития физических качеств дошкольников, Г.В. Ильина, указывала, что «отбор содержания физической культуры для дошкольников основывается на закономерностях естественного развития ребенка, в частности на законе гетерохронности созревания систем и функций организма в онтогенезе, проявление сенситивных периодов, обуславливающих преимущественное использование тех или иных средств и методов в физическом воспитании» [5, с. 41].

В возрасте 5-7 лет дети отличаются хорошо развитыми крупными мышцами туловища и спины, при этом мелкие мышцы спины, способствующие сохранению правильной осанки, мелкая моторика рук развиты слабо. В исследованиях Н.А. Бернштейна установлено, что «сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга значительно больше, чем крупных мышц» [5, с. 76]. Данное положение служит еще одним подтверждением целесообразности использования этих двигательных действий в системе физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения подвижными играми, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. Поэтому предпочтительнее для дошкольников движение с частой сменой направления перемещения тела и его звеньев. Подвижные игры обеспечивают комплексное, гармоническое развитие двигательных способностей путем включения разнообразных двигательных заданий, выполняемых в изменяющихся условиях. На это указывают в своих исследованиях Е.Н. Вавилова, Л.И. Пензулаева и др., отмечая важность комплексного развития ловкости, быстроты движений, гибкости, общей выносливости.

Наиболее полно изложена сущность двигательных навыков и физических качеств в работах Л.П. Матвеева. Автором выделяются силовые, скоростные способности, способность проявлять выносливость и гибкость. Л.П. Матвеевым выделяются двигательно-координационные способности, которым отводится ведущая роль в физическом развитии дошкольников. К двигательно-координационным способностям автор относит «способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий, а также способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменять параметры освоенного действия, совершенствований способности, преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с имеющимися обстоятельствами» [7, с. 98]. Согласно позиции Л.П. Матвеева двигательные навыки, которые заложены в ребенке природой, служат материальной основой для развития его физических качеств.

Определение уровня общей физической подготовленности детей проводится в ходе оценки развитости основных физических качеств, к которым относят силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость. Исследователи указывают, что недостаточный уровень развития физических качеств у детей значительно затрудняет процесс обучения физическим упражнениям, а в ряде случаев делает это совершенно невозможным.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [9, с. 10]. Реализация требований Стандарта к физическому развитию детей дошкольного возраста осуществляется посредством образовательных программ.

Развитие физических качеств дошкольников происходит в определенных формах организации физкультурной деятельности детей: физкультурных занятиях, подвижных играх, физкультурных досугах и спортивных праздниках. Г.В. Ильина подчеркивает, что «двигательная деятельность детей в представленных формах организации оказывает благотворное влияние на физическое развитие, формирует двигательные навыки и развивает физические качества, способствует повышение функциональной деятельности организма и усилению эмоционально-радостных ощущений детей» [5, с. 18].

Использование в старшем дошкольном возрасте подвижных игр, являющихся средством и формой организации физического воспитания, дает возможность обеспечить единство личностного, физического и психического развития ребенка. Игра является первой доступной дошкольникам формой деятельности, предполагающей сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В своих работах Е.А. Аркин отмечал, что подвижная игра является «самым мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания, а также подвижные игры способствуют укреплению организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата» [1, с. 37].

Подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка, цель которой достигается посредством точного и своевременного выполнения заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Согласно определения, предложенного П.Ф. Лесгафтом, подвижная игра - это «упражнение, посредством которого происходит подготовка ребенка к жизни, увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают его к определенным умственным и физическим усилиям» [6, с. 143].

Подвижные игры, являясь комплексом естественных движений различного вида и в разных сочетаниях, отличаются богатством интеллектуального содержания: от играющих требуется сообразительность, широкая ориентировка в окружающем пространстве. С мыслительной деятельностью также взаимосвязано преодоление детьми возникающих в игре трудностей, т.е. дошкольники сталкиваются с необходимостью проведения анализа создавшихся ситуаций, принятия оперативного решения двигательных задач.

Подвижные игры можно рассматривать как способ совершенствования уже освоенных дошкольниками двигательных навыков и развития их физических качеств. В ходе игры дети ориентируются на достижение поставленных целей, а не на способы выполнения движений. Они действует целеустремленно, приспосабливаются к условиям игры, проявляют ловкость и тем самым совершенствуют движения. Как указывал П.Ф. Лесгафт, «в играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью» [6, с. 142]. Данное положение                             П.Ф. Лесгафта в дальнейшем было подтверждено в исследованиях таких педагогов, как С.И. Михайлова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,                             Э.Я. Степаненкова и др., внесших большой вклад в разработку методики проведения подвижных игр в дошкольных учреждениях.

Подвижная игра, являясь двигательной деятельностью, имеет определенную специфику: от дошкольника требуется проявление быстрой реакции на сигналы и неожиданное изменение игровой обстановки. Возникающие в игре разнообразные ситуации, требуют изменения характера движений и действий, уровня мышечного напряжения, быстрого изменения направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждому ребенку необходимо внимательно следить за действиями, которые выполняет водящий - при приближении водящего ребенку необходимо стремительно убегать в противоположную сторону, будучи в безопасном месте ребенок должен замедлить темп движения, притормозить его, приостановиться. Каждое следующее приближение водящего требует от ребенка нового ускорения движения.

Практически любая подвижная игра содержит какие-либо сигналы, указывающие ребенку на изменение игрового действия и движения. Например, в игре «Дружные ребята» сигнал «Построиться!» вызывает у дошкольников быструю реакцию, которая проявляется в трансформации действий, направлений и особенностей движений (например, на смену легкому бегу врассыпную приходит целеустремленный в прямом направлении для как можно более быстрого построения в колонну друг за другом на заранее обозначенных позициях). Как считает Л.Н. Волошина, «проявления такой активной двигательной деятельности способствуют тренировке нервной системы дошкольников, совершенствованию и уравновешиванию процессов возбуждения и торможения» [3, с. 39].

Подвижная игра дает дошкольнику возможность научиться регулировать уровень произвольного внимания, уровень мышечной деятельности, дети обучаются чередованию движений и отдыха, определяемого особенностями той игровой ситуации, в которой он находится. В своих исследованиях Т.А. Тарасова, «все это способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, сообразительность, способность ориентироваться в меняющихся условиях окружающей его среды, осуществлять поиск выхода из создавшегося положения, развивает быстроту принятия решений и приведения их в исполнение, способствует развитию смелости, ловкости, инициативы, развивает навыки самостоятельного способа достижения поставленных целей» [8, с. 33].

Говоря о влиянии подвижных игр на развитие дошкольников, следует отметить их роль в расширении и углублении представлений детей об окружающей действительности. Принимая на себя в игре различные роли, изображая разнообразные действия, дошкольники используют на практике имеющиеся у них знания о повадках животных, птиц, о природных явлениях, о средствах передвижения, о современной технике. Подвижные игры создают возможности для речевого развития детей, формирования счетных навыков.

Таким образом, систематическое использование различных вариантов подвижных игр способствует воспитанию у детей старшего дошкольного возраста возможностей разностороннего использования приобретаемых ими навыков движений, способствует совершенствованию их физических качеств, а также развивает внимание, наблюдательность и пространственные ориентировки.

Литература

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин.  М.: Академия, 2008. 445 с.
  2. Бернштейн Н.А Ловкость и ее развитие / Н.А. Бернштейн.  М.: Физкультура и спорт, 1991.  288 с.
  3. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / Л.Н. Волошина.  Екатеринбург, 2001.  184 с.
  4. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко.  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.  112 с.
  5. Ильина Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе / Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева.  Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014.  С. 24-56.
  6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт.  СПб: Питер, 2012.  482 с.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /                           Л.П.  Матвеев.  М.: Академия, 1991.  382 с.
  8. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.  М.: Сфера, 2006.  176 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.  32 с.

Картотека подвижных игр, направленных на

развитие физических качеств у старших дошкольников

1. Подвижные игры на развитие быстроты

- «Успей поймать» - дети располагаются по кругу, каждому игроку дается мяч. Ребенок должен, подбросив свой мяч, покинуть круг, затем положить как можно дальше от него на землю камушек и, возвратившись в круг, успеть словить мяч, который отскочил от земли. Выигрывает тот, кто сумел положить камушек дальше, чем все остальные и при этом не уронил свой мяч.

- «Бери скорее» - дети располагаются в центре игровой площадки, выстроившись в две шеренги друг напротив друга. Расстояние между ними примерно два метра. На расстоянии 10 - 15 м за каждой шеренгой ведущий обозначает по сторонам площадки ограничительные линии. Между каждой парой играющих располагают какой-либо предмет небольшого размера, например, кубик.  Детьми принимается исходное положение - сидя, лежа, в упоре. Воспитатель подает сигнал, и каждый игрок должен как можно быстрее подняться, взять предмет и забежать за ограничительную линию. Ребенок, не успевший схватить предмет, догоняет. Выигравшим считает ребенок, успевший схватить предмет и оказавшийся за ограничительной линией.

- «Бабочки и стрекозы» - дети располагаются спиной друг к другу в две шеренги в центре игровой площадки на расстоянии одного шага. Играют две команды - «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий располагается сбоку и называет одну из участвующих в игре команд. Игрокам названной команды необходимо как можно быстрее забежать за линию, отчерченную примерно в 10 шагах перед ними. Игроки другой команды, совершив круговой поворот должны их догнать. За каждого «осаленого» до черты дома игрока, участник получает очко. Выбывание из игры не происходит, все игроки снова располагаются в шеренгах. Команды называются воспитателем в произвольной последовательности. Победа присуждается команде, которая сумела за одинаковое количество перебежек «осалить» большее количеств игроков из команды соперников.

- «Догони» - два ребенка располагаются на одной стороне площадки друг за другом, расстояние между ними составляет примерно 2 - 3 м. Воспитатель подает сигнал, и игроки бегут в прямом направлении на другую сторону, стоящий позади старается догнать переднего. Бег осуществляется на расстоянии 20 - 30 м. после этого дети меняются местами.

- «Конь - огонь» - дети располагаются в кругу, в центре находится ребенок-ведущий с флажком в руке. Дети совершают движение по кругу со словами: «У меня есть конь, этот конь - огонь! Но - но - но - но, но - но - но - но». Затем они останавливаются и совершают движение согнутой ногой на месте, имитируя движение коня, когда он бьет копытом. В это время ведущий с подскоком делает обход круга со словами: «Я скачу на нем, на коне своем. Но - но - но - но, но - но - но - но». Когда слова заканчиваются, ребенок-ведущий протягивает флажок между двумя играющими. После этого один ребенок бежит в правую сторону круга, другой ребенок в левую строну круга, стараясь при этом как можно быстрее добежать и взять флажок. Ребенок, сумевший выполнить игровое действие, располагается с флажком в кругу.

2. Подвижные игры на развитие ловкости:

- «Передай мячик» - дети делятся на две равные подгруппы, образуя две колонны. Затем по сигналу ведущего они начинают передавать резиновый мяч. Получив мяч, последний игрок в колонне бежит, становится впереди колонны и опять передает мяч. Игра завершается, когда впереди колонны с мячом становится ведущий.

- «Канатоходец» - дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны по линии старта. Линия финиша располагается финиш на расстоянии примерно 8 - 10 м. Каждый игрок получает один бумажный или картонный колпак. Игрок, стоящий в каждой колонне первым, ставит на голову колпак, разводит руки в стороны и по сигналу ведущего движется вперед. В условленном месте он совершает поворот, берет колпак в руки и бежит к своей колонне. Выигравшей считается та команда, которая выполнила первой задание.

- «Коршун и наседка» - дети выполняют роль цыплят. Они стоят в колонне и держатся за руки. Впереди располагается ведущий - наседка. На другой стороне площадки располагается коршун. Воспитатель дает сигнал, и коршун «вылетает», стараясь поймать цыпленка, который стоит последним. Задача наседки защищать цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну возможности достать цыпленка. Цыплята должны дружно двигаться за наседкой, при этом не должно разрываться сцепление, таким образом они должны создавать помехи для коршуна. Чтобы схватить цыпленка, коршун должен часто изменять направление своего движения.

- «Перемени предмет» - воспитатель располагает на одной стороне площадки в кружках 4-5 предметов, например, кегли. За линией старта на расстоянии примерно 15 - 20 м на противоположной стороне игроки формируют 4-5 колонн. Стоящим в колонне первыми дается один такой же предмет, но другого цвета. По сигналу ведущего «Беги» игроки бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, и возвращаются к своей колонне, поднимая предмет над головой. Затем предмет передается следующему игроку своей колонны, а принесший предмет игрок становится в колонне последним.

3. Подвижные игры на развитие выносливости

- «Зима-лето» - участники делятся на две команды - команда «Зима» и команда «Лето». Ведущий дает сигнал «Зима!» и бросает в центр поля кружочек, окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый и зеленый). Если кружок падает белой стороной вверх, участники команды «Зима» убегают, а участники команды «Лето» их ловят. Когда ведущий дает команду «Лето!» участники меняются ролями.

4. Подвижные игры на развитие координации движений

- «Кот проснулся» - площадка делится на дом кота и дом мышек. Мышки становятся в круг в центре игровой площадки. У мышек руки располагаются за спиной, изображаются хвостики - дети соединяют ладони и отводят руки назад. Кот спит в центре круга. По команде ведущего кот просыпается и ловит мышек. Мышки, пойманные котом, переходят на территорию дома кота. Игра продолжает до тех пор, пока кот не словит заданное число мышек. Затем выбирается новый кот, которому задается количество мышек для ловли.

- «Пустое место» - по сигналу воспитателя водящий бежит по кругу, дотрагивается до кого-нибудь из игроков и после этого продолжает бегать около круга в ту или другую сторону. Тот игрок, которого коснулся водящий, бежит около круга в обратную сторону, стараясь быстрее, чем водящий добежать до своего места. Игрок, быстрее занявший пустое место, считается выигравшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Статья на тему: "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через подвижные игры"

Статья раскрывает возможности подвижных игр в становлении и развитии физических  качеств у дошкольников....

Картотека подвижных игр на развитие ловкости в старшем дошкольном возрасте

Картотека подвижных игр в старшем дошкольном возрасте...