Главные вкладки

    Значение подвижных игр в развитии дошкольников. Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста.
    статья по физкультуре на тему

    Мамыкина Наталья Валерьевна

    Этот материал полезен как для родителей так и для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья. Значение подвижных игр в развитии

    дошкольников. Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса (ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, а неумелого - умельцем).Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоедливым.

    Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки правильно и объективно оценивать поступки других.

    Игра для детей - важное средство самовыражения. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности ,что позволит ему найти -наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

    Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, подражательные, музыкальные, спортивные и др. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе, поэтому в своей работе я активно использую подвижные игры.

    Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода-гиподинамии. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами, развивает психические качества и-многое другое.

    Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и

    воспитания личностных качеств .Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма ,но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

    Значение игр возрастает благодаря возможности их использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т.д.- это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

    Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности, и обеспечивают полноценное освоение «школы движений» куда, прежде всего, входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях. Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

    «Подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям» П.В.Лесгафт. -

    Работая с детьми старшего возраста при подборе подвижных игр я учитываю возрастные и индивидуальные способности детей, физическое развитие , уровень физической подготовленности . При подборе игр ориентируюсь на любимые игры детей. С этой целью на родительском собрании провожу анкетирование, предлагаю следующие вопросы : ( Играете ли вы с ребенком в подвижные игры?, В какие игры любит играть ваш ребенок на улице? и т. д. Игры подбираю разнообразные по характеру интенсивности доступные ,имеющие оздоровительную направленность. Учитываю постепенный переход от простых игр, к более сложным , постепенно ввожу командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки. Всегда учитываю, где проводится игра: в спортивном зале, в группе, на площадке или на стадионе Обязательно помещение , в котором провожу игру, предварительно проветриваю. Совместно со старшим воспитателем и инструктором по физ. культуре составляю перспективный план подвижных игр ( в группе и на

    прогулке). В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации проявлять смелость, сообразительность ,выдержку ,смекалку , сноровку. Движения детей 5-6 лет отличаются большей координацией , точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко использую игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков, например, в игре «Кто быстрее добежит до флажка» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Для проведения подвижных игр у нас в саду и непосредственно в группе есть разнообразное физкультурное оборудование. В группе для проведения сюжетных подвижных игр для ребенка - водящего есть маски животных, эмблемы ,а так же спорт, инвентарь: кегли ,мячи ,кубики ,скакалки ,ленты разных цветов ,используем мебель группы(стульчики). В группе приходится подбирать малоподвижные игры и средней подвижности (на внимание, наблюдательность, координацию и т.д.) такие как «Бросай мяч и животное называй», «Удочка», «Движение по памяти», «Кто сделает меньше шагов» и т. д ; игровые упражнения на дыхание («Гуси шипят» , «Насос», «Рубка дров» и т.д.).Спортивный зал очень хорошо оснащен ,что позволяет разнообразить подвижные игры, условия двигательных заданий в играх. Придерживаюсь правила , что каждая игра должна сопровождаться не только словесно( стихи ,загадки и т. д. ) ,она должна быть красочна и интересна. Когда знакомлю детей с новой игрой или эстафетой, в помощь я предлагаю рассмотреть красочно оформленные схемы. На праздник День защитника отечества приглашаем пап, поучаствовать с детьми в конкурсе «А ну-ка , папы! ». Такие состязания как «Веселые старты», «Масленица» доставляют детям огромную радость и положительный эмоциональный настрой.

    Все мы знаем , прогулка является неотъемлемой частью двигательной активности детей. При организации прогулки обязательным структурным компонентом является подвижная игра. Проведение подвижных игр на свежем воздухе эффективно влияет на работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в кровь, оказывая благоприятное влияние на общее состояние здоровья у детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Во время проведения подвижных игр на улице используем

    •л

    природные условия: деревья, кусты, пригорки, ручейки. Зимой строим горки, крепости, снежные фигуры, катаемся на санках. При катании на санках дети выполняют разнообразные движения. Но и катания на санках можно превратить в развлекательные игры: «Проезжай-бери», «Кто первый к флажку», «Ловкие и быстрые». На стадионе проводим спортивные игры: городки , бадминтон, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

    Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. «В детском возрасте, как говорил А.С.Макаренко, игра - это норма жизни ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Она способствует физическому , умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

    Играйте и будьте здоровы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

    В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

    Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Методическая разработка "Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста"...

    Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

    Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

    ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    По мнению академика П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается,...

    ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    По мнению академика П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается,...

    Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

    Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

    Проект: «Использование элементов спортивных игр посредством ИКТ - технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Проект: «Использование элементов спортивных игр посредством ИКТ - технологий в физическом воспитании детейдошкольного возраста»...