Значение подвижных игр для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Романова Людмила Евгеньевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение  подвижных игр для развития воображения  детей  старшего дошкольного возраста.

Свой важный и ничем незаменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников ,с учётом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития – призвана внести игровая деятельность и в первую очередь, те её виды, основу которых составляет свободное детское движение. Запас двигательной энергии ребёнка, особенно ребёнка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путём – в игре, и это хорошо было известно с древних времён. Многие  из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а наоборот, на первом плане у них были игры.  У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, то есть как именно те самые игры, которые в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. Игры представляют собой  наиболее естественный вид  физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, в  подвижных играх. Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего достигается желательная гармония между различными частями тела. Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений. Подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а поэтому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых- физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.И.Бецкой, П.Ф. Лесгафт  и другие известные деятели XVIII-XIX в.в. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе. П.Ф.Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определённую цель, а форма игры-отвечать этой цели [13с.138]. Подвижные игры весьма выгодная форма физической работы, в которой «проверенные общие положения и  истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и к тому же обладающей  возвышающим чувством удовольствия» , настойчиво рекомендовалось использовать их для того, чтобы научить детей  владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать , таким образом, подчинять свои действия сознанию». Подвижная игра  является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребёнка и воспитываются его нравственные качества. К числу внешних условий, обеспечивающих бодрость и  возвышающих  умственную работоспособность, относятся:                                                                                1. свободные движения в форме игр (мышечная работа);                                      2. возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);              3.влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);          4.чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).                                                                                                     Маленькие дети , опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребёнку  играть, резвиться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку-это заложено в его природе.  Игра есть упражнение , с которого ребёнок готовится к жизни. Подвижная  игра-это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, подвижная игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия подвижной  игры на всестороннее развитие ребёнка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребёнок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А.Коменский требовал старательного подбора игр с учётом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе  [ 16.с.297 ].                                                                                                   Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнил ряд физически важных движений, и , таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Подвижные  игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических  возможностей. Эти возможности  можно рассмотреть через функции  подвижной игры.                                    Социокультурная  функция-игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, подвижная игра является средством социализации ребенка. А также это –своеобразная  школа  морали. Играя – ребёнок обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него  формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.                                            Коммуникативная функция- игра невозможна без общения, которое является её основным энергетическим  источником. Подвижная  игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык.                                       Диагностическая функция- игра способствует определению отклонений в поведении ребёнка.                                                                         Игротерапевтическая и коррекционная функции- в большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы .Подвижная игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как  психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.                                                                                      Развлекательная функция -во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра даёт возможность хотя бы иногда  вести себя так , как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, быстрым бегом. В подвижной игре ребёнок никогда не устаёт. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой  возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше положительных эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.                                                                                        Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние , которое способствует тому, что ребёнок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.                      В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.                                                                                                           Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.  В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.          Подвижные игры широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия. Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается  чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников.                                                                                              Коррекции также подвергаются мучительные для самого ребёнка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.                                                                                                        Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролёт?            Всё закономерно. Сама природа заложила в детях такое поведение. Ребёнок познает мир , развивается, организм растёт, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Поэтому дети сами выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели- подвижные игры.            Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.                       Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, а это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработки взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.                                    Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности,  умения справляться с отрицательными  эмоциями. В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой  неожиданная смена условий заставляет искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. Систематическая, наполненная разнообразным содержанием, двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге,  прыжках, лазанье, бросанье, ловли и так далее. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, то есть повышению жизнедеятельности  организма. Расширение и обогащение двигательного опыта детей- одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит  большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни.  Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятия играми обогащают участников  новыми ощущениями, представлениями, понятиями.                                                                                Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность , умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.                                                                                                      В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно   реагировать на  сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановки игры.                                                                                                                   Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызвать положительную  эмоции.              Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремление к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр.                        Велико значение подвижных игр воспитании физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.  Игры воспитывают у детей  чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки, после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх  недопустимы. Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, то есть в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата.                                       Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим,  неумелого- умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.                                                                                                             Игра для детей- важное средство самовыражения, проба сил.              Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Характерная  особенность подвижной  игры- её комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка.                                                          В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.                                                          Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые его положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.                            Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают  детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки. Без игры нет и не может быть полноценного умственного  развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается  живительный поток представлений и понятий. Игра- для детей- учёба, труд, серьёзная форма воспитания.                                                                                                   Эмоциональный подъем -радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление, создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях,  в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.                         Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром – в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом – переключении внимания и развитии его гибкости.                                                                 Особого внимания заслуживает связь  подвижных игр с развитием познавательных процессов  детей. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурной единицы  психики-воображения.                   Анализируя  механизмы  воображения, Л.С. Выготский  отмечал, что  уже  в  дошкольном возрасте  мы  находим  у  детей  творческие  процессы, которые  всего  лучше  выражаются  в  играх  детей [5, с.5]  и  игра  ребенка  не  простое  воспоминание  о  пережитом, но  творческая  переработка  пережитых  впечатлений, комбинирование  их, построение  из  них  новой  действительности, отвечающей  запросам  и  влечениям  самого  ребенка.

Растущая самостоятельность развивает их уверенность в себе и в дальнейшем помогает проявлять инициативу.                                                                       Основа активного воображения старшего дошкольника  сюжетно-ролевая  и  режиссёрская игра. Рождаясь в игре ,активное воображение переносится в другие виды деятельности -рисование, конструирование, сочинительство. Практика показала, что развитие активного  воображения  у старших дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных , подвижных игр- импровизаций, игр-путешествий.                                    Включение таких игр  в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.                                                                        Эффективность развития воображения  повышается , если педагог более детально описывает то, что должны представить  и изобразить дети.  Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.                                                      Важное условие -  играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано.                                                                  Дошкольники с удовольствием экспериментируют, примеряют на себя различные роли и начинают лучше понимать, что им самим больше нравится. Они готовы действовать лишь в знакомом, безопасном окружении. Поэтому необходимо создавать условия, в которых дети могли бы пробовать, искать альтернативы, рисковать, участвовать в решении задач и время от времени выступать в роли лидера.                                                                             Подвижные игры помогают развивать у детей доверие, ответственность, инициативу. В результате ребята становятся более самостоятельными в жизни.                                                                                                                            Играя, они могут:                                                                                                                1.учиться наблюдать за своим окружением, осознанно его воспринимать и задумываться над тем, что увидели и услышали;                                                       2.пробовать новое, оценивать свое поведение и что-то в нем менять;                                3.на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;                        4.развивать социальные, эмоциональные, познавательные и физические способности;                                                                                                                5.различать, какие способы поведения целесообразны, а какие  - неуместны;                 6.учиться творчески, с исследовательским интересом подходить к решению задач.                                                                                                                                   К тому же все дети учатся ловко, непринужденно и красиво двигаться, а это тоже является важной предпосылкой развития уверенности в себе. Дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому рекомендуется  чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.                                                                                                              В подвижных играх особенно важно поддерживать дисциплину в группе. Внимание детей должно быть сосредоточено . Можно  продемонстрировать образец выполнения задания, обратившись к одному из детей с вопросом: «А ты так сумеешь?» Это поможет контролировать группу.                                         Время от времени кто-то из детей или вся группа нуждаются в более тесной эмоциональной связи с воспитателем. Для них воспитатель очень значимая поддерживающая фигура, и иногда дети испытывают потребность в дополнительном внимании с стороны  воспитателя. Не  нужно забывать об этом.                                                                                                              Дошкольники очень энергичны и деятельны. При этом они должны учиться развивать самоконтроль. Некоторые игры можно использовать, чтобы помочь детям конструктивно выразить свою агрессию и улучшить взаимоотношения друг с другом.                                                                        Иногда  потребуется сделать игру более доступной и понятной детям.          1.Вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их.                                                                       2.Чтобы все дети справились с заданием, снизить темп игры и дать дополнительное время.                                                                                              3.С помощью интонации и жестикуляции  можно  добиться тишины и сосредоточенности в группе.                                                                                        4.Повторять  задание несколько раз, пока дети не поймут идею игры. В некоторых случаях  рекомендуется   принять активное участие в игровом процессе или показать детям отдельные движения, чтобы у них был образец для подражания. Конечно, по своему желанию,  можно сделать это на любом этапе игры.                                                                                              5.Повторить  игру через пару дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать. Главная цель детей – не победа на мировом чемпионате, а ощущения возрастающей компетентности.                                                 Необходимо  поддерживать  сотрудничество и взаимопомощь в группе. Обращать внимание на то, чтобы соблюдался баланс между играми, в которых дети участвуют по одному, и играми, в которых они выполняют задание с партнером, в малых группах, вместе со всей группой. Чем старше дети, тем больше удовольствия они получают от совместной работы и помощи другим.

Иногда необходимо усложнить игру. Важно, чтобы каждый ребенок мог определять для себя степень сложности самостоятельно.                                  Игры должны способствовать развитию детей.   Нужно учитывать, что некоторые дети добиваются успеха медленно.  Необходимо внимательно наблюдать, как меняются реакции ребенка  на одну и ту же игру при ее повторении. Дети лучше всего учатся, когда полагаются на собственный опыт. Поэтому надо попытаться  так организовать процесс обучения, чтобы ребята могли подумать над тем, что они делают. Исследовательский подход включает фазы поиска и неуверенности. Конечно, хорошо, когда в игре участвуют все дети, но дайте им право выйти из игры или идти своим собственным путем до тех пор, пока они не мешают остальным.                         В некоторых играх  рекомендуется  использовать музыку, в других она неуместна. Мы убеждены, что подходящее музыкальное сопровождение является замечательным источником вдохновения во многих подвижных играх, в которых как ведущий, так и участники получат много удовольствия и достигнут желаемого. Музыка помогает вхождению в образ.                                                                             Тщательно продуманное музыкальное сопровождение способствует не только развитию воображения, но и эстетическому развитию ребёнка. Образы , метафоры  и небольшие истории используемые в подвижных играх  также способствуют развитию  воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...