«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Емельянова Наталья Владимировна

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

 В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п. Черемушки»

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

                                             

                                                       Воспитатель: Емельянова Н.В.

2021г.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

 В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.

В нашей группе мы уделяем большое внимание экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения, потому что дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.

В своей работе мы используем методическое пособие: « методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаева, «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И. Иванова, «Прогулки в детском саду» И .В.Кравченко, «Экологическое воспитание в детском саду»О.А. Соломенникова,»Познаю мир»Т. И. Гризик, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова…А так же имеются ряд наглядного пособия для детей: «Уроки экологии», «Времена года»,«Явления природы», «Насекомые», «Садовые ягоды», «Овощи, фрукты», «Деревья»,«Домашние, дикие животные» и др.

Ставим перед собой цели и задачи:

-повышать экологическую культуру и грамотность дошкольников;

-воспитывать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных и бережное и заботливое к ним отношение;

-помочь усвоить нормы и правила взаимодействия с окружающим миром

- учить и воспитывать у детей желание жить в согласии с окружающей средой, не загрязняя ее бытовым мусором;

-знакомить детей с художественной литературой о природе и животных;

-развивать речевую, изобразительную, конструктивную и экспериментальную деятельность.

-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность;

-познакомить детей с Красной книгой;

-формировать представления об экологических проблемах родного города.

В своей работе по данной теме применяю основные формы и методы в работе по данной проблемме -занятия (первично - ознакомительные, углубленно - познавательные, обобщающие);

-исследовательскую деятельность;

-прогулкина территории детского сада,( думаю временно отклонились походы, экскурсии);

-игры;

-практическую деятельность;

Содержание экологического образования отличается научностью. Несмотря на возраст, дети получают в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе.

Я провожу ряд бесед : «Все живое на земле - родня», Вода –это жизнь, «Времена года», «Календарь природы», «Красная книга», «В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно» и др. Дошкольники понимают свою ответственность за состояние окружающей среды.

Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды.

Бережное отношение к природе родного края у нас начинается с уголка природы.

В уголке природы у нас размещены:

-комнатные растения;

-различные природные материалы;

-декоративные животные;

-макет отображающие предметы и явления природы;

-календарь погоды, природы и наблюдения роста растений;

-предметы для организации различных опытов;

-оборудование для организации труда в природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

Планируется коллекции ракушек, камней, перьев, семян, орехов.

Необходимо помнить, что уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями.

 Уголок природы вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных чувств. В уголке природы дети  не только проводят интересные наблюдения за природными явлениями, но и заботятся о них, развивают наблюдательность и бережное отношение к природе. Дети узнают и называют комнатные растения, знакомятся с их строением: корень, стебель, листья, цветок. Объясняем детям, что растения живые, они «пьют» воду, учим детей поливать растения, рыхлить землю. Протирать пыль с широких листьев.

Воспитание детей не станет экологическим, если они не поймут: растению на окне нужна - вода, попугаю в клетке - зерна, березе на участке - вода. А птицам зимой – крошки хлеба. После каждой прогулки в календаре природы  фиксируем с детьми погоду и состояние живой природы.

Каждый год весной, вместе с детьми выращиваем на подоконнике рассаду цветов, лук, посаженный в воду для проращивания зелени, ветки дерева, поставленные в воду для наблюдения за распусканием почек и листочков («Мини - огород»).

Дети  следят за развитием растений и учатся наблюдать за его зависимостью от внешних условий жизни. Затем подросшую рассаду высаживаем на клумбы и в наш маленький огород, который находится на участке детского сада. Дети продолжают наблюдать и ухаживать за рассадой и овощами. В процессе труда в природе дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребности, о сезонных изменениях в природе, о повадках животных и насекомых, о способах ухаживания за ними. На прогулке играем в игры: «Найди такой же цветок», « Угадай с какого дерева листок?», «Вершки и корешки».

С детьми обсуждаем ситуации, такие как: «Как бы вы поступили?», «Какой путь вы бы выбрали?», «А если бы…?»,

проводим ряд дискуссий: «Мы просим помощи», «Добрые поступки», «Помечтаем»…и др.

Осенью после снятия урожая, обязательно используем его в пищу (игра « Определи на вкус»). В своей работе я стараюсь быть образцом  подражания для воспитанников и в адрес малышей звучат частые похвалы.

На прогулке обязательно наблюдаем за птицами и играем в игру: « Угадай, какая птица прилетела на дерево, кормушку, на площадку….?»

В группе создана мини-библиотека, в которой есть разнообразные красочные книги-энциклопедии, красочные журналы «Юный натуралист», детская художественная литература о природе, произведения отечественных классиков Л. Толстого, М. Пришвина.

В работе по ознакомлению с природой используем и книжный график (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др.).

В работе по экологическому образованию используем рассказы и беседы детьми. Для рассказов и бесед используем разнообразный материал: очерки о природных явлениях, научные материалы, собственные наблюдения, загадки, стихотворения, иллюстрации и т. д. Образный язык пословиц, поговорок, загадок помогает выделить особенности явлений, качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Всем известно, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, но игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. И поэтому в своей работе используем различные игры, помогающие нам в экологическом образовании детей. На прогулках и в НОД используем подвижные игры природоведческого характера. Дети подражают повадкам животных, их образу жизни («Мыши и кот», « Волки и овцы».), запоминают деревья и цветы («Добеги до рябины», «Мы вокруг березки парами встанем»).

«Настольно - печатные игры - «Зоологическое лото», «Четыре времени года». В этих играх дети систематизируют и уточняют свои знания о растениях, животных, явлениях неживой природы. Содержанию сюжетно-ролевых игр стараемся придать экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», « Зоологический магазин». Используем в своей работе так же строительно-конструктивные игры. В них учим замещать одни предметы другими: постройки не из специально созданных конструкторов, а из природного материала - песка, воды, снега. Для таких целей у нас в группе находится центр песка и воды. Дети знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них формируются не только творческие и конструктивные способности, но и исследовательские.

А так же, мы считаем, что игры с песком и водой способствуют оздоровлению и закаливанию детей.

Можно сделать вывод, что через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, в игре развивается воображение, мышление, внимание и память. И мы надеемся, что экологические знания войдут в самостоятельную игру детей, ее содержание станет лучше.

Инновацией в своей работе считаем использование различных презентаций и видеоклипов с изображением живой и неживой природы, т. к. зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации (презентации «Напоминающие экологические знаки», «Природные явления»). Для этого в нашем детском саду приобретена интерактивная доска, с которой работают не только педагоги, но и дети, а так же используем мультимедийную приставку и компьютер. Все эти инновации способствуют более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.

.

В группе обязательно проводим с родителями консультации по вопросам экологического образования детей, где родителям рассказывается о проводимой работе в детском саду по экологии, о том какую роль играет оно в развитии личности: «Родительское заблуждение о морозной погоде», «Опытно- экспериментальная деятельность ребёнка в домашних условиях», Анкета на тему» Экологическое воспитание в семье» и др. Родители принимают активное участие в создании коллекций природного материала, фотовыставках, конкурсах: «Осенние фантазии», «Зимнее окошко», «Кормушки» и мн. др.

Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.

Дети с удовольствием участвуют в различных опытах с бумагой, песком, снегом т. д. («что станет с бумагой, если ее закопать в землю, опустить в воду, заморозить и т.д.?)

 С помощью опытов формируется эмоционально - положительное отношение к окружающему миру и умение видеть его неповторимость, приходит понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, развивается наблюдательность.

Проведенная работа по экологическому образованию дает возможность увидеть результаты каждого ребенка и наметить дальнейший план работы. Мониторинг проводим через беседу с каждым ребенком индивидуально, используя иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых шла речь. Содержание каждой беседы направленно на выявление конкретного круга знаний, освоенными дошкольниками, определение их полноты и объема.

Заключение:

Таким образом, мы убедились, что проводимая нами работа по экологическому образованию детей дает хорошие результаты.

Дети знают животных и разделяют их на подгруппы, называют их характерные признаки, среду обитания, проявляют интерес и желание ухаживать за ними.

Знают строение растений, называют условия, необходимые для их роста и развития, и как ухаживать за ними.

Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики.

Называют времена года, называют их в правильной последовательности, называют характерные признаки каждого из них.

Дети стали грамотнее в области экологии и научились сопереживать.

Они готовы к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках своего города, детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта  работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

Создание условий для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Мне импонирует определение М.С.Ги...

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...