Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
консультация на тему

Артюхина Марина Владиславовна
Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников движениям».

Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.

http://mdou32-2010.ucoz.ru/Gimnastika/1300516845_stendprevyu.jpg

Материал подготовила Артюхина Марина Владиславовна

Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории

МБДОУ №7 «Чебурашка»

Высшее образование, стаж работы 20 лет

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

С детьми раннего возраста рекомендуется проводить 2 занятия в неделю по физической культуре (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. Дети должны находиться в привычной обстановке, облегченной, не стесняющей движений одежде. Начиная с полутора лет, малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице по 15-20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5-8м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся общеразвивающие упражнения и упражнения для развития основных видов движений.

Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице, по 25-30 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака. Дети должны быть одеты в физкультурную форму, которая не стесняет движений. На ногах матерчатые тапочки, кеды или босиком на утеплённом полу.

Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в первой половине дня спустя 30 минут после приёма пищи. Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий в помещении являются влажная уборка пола, и проветривание помещения не менее 15 минут перед началом занятия. Температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах +19, +20 градусов. При общем нормальном освещении свет не должен падать в глаза детям; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровительных и воспитательно образовательных задач. Условия проведения занятий определяют их некоторую специфику:

Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.

Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

Задачи и особенности подбора физических упражнений для каждой части занятия.

Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

Осуществление
оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех функциональных процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.

Воспитательно-образовательные задачи решаются путём формирования в процессе занятий морально - волевых черт личности ребенка, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.

Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстр уверенно в соответствии с поставленной задачей, а также нравственные качества и творчество.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начинает снижаться, поэтому к выполнению сложных упражнений нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения.

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), - которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таки упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 минут, в средней от 3 до 5 минут, в старших от 4 до 6 минут.

Основная часть решает воспитательно-образовательные задачи. В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребёнка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большей подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающими упражнениями в младших группах от 7 до 12 минут, в средней от 9 до 16 минут, в старших от 12 до 24 минут.

После основной части следует заключительная. Ее назначение - снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).

Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающими упражнениями в младших группах от 1 до 2 минут, в средней от 2 до 3 минут, в старших от 3 до 4 минут.

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Проводя занятия на воздухе, а, также обучая детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживаться типовой структуры: она должна обеспечить постепенное включение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние.

Физкультурные занятия на воздухе содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Занятия на воздухе состоят, как обычно, из трех частей: вводной, основной и заключительной. Особенность занятий является многократное использование бега в различных темпах – быстро, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет повышение функциональных возможностей организма, на воспитание общей выносливости.

Вводная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.д.) В целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования осанки. После ходьбы дети строятся в звеньевые колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

Основная часть предназначается для выполнения общеразвивающих упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений, из которых вначале даются более сложные или новые, а затем после пробежки со средней скоростью знакомые (повторно), заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.
В заключительной части дается бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.
Таким образом, обеспечивается освоение программного материала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм"....

Презентация: Гигиенические требования к организации рабочего места при выполнении массажа

Гигиенические требования к организации рабочего места при выполнении массажа ...

Консультация для родителей «Учет психофизиологических закономерностей развития и санитарно-гигиенических требований к организации работы детей за компьютером в условиях новой образовательной ситуации».

Т.В. Волкова. Учет психофизиологических закономерностей развития и санитарно-гигиенических требований к организации работы детей за компьютером в условиях новой образовательной ситуацииРекомендации дл...

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

организация разнообразного по содержанию труда. формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями...

Санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.

Санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования надо использовать как одну из сос...

Педагогические и гигиенические требования к организации занятий в группе детей дошкольного возраста

Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка чувствительный к воздействиям внешней среды. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению...

Гигиенические требования к организации сна детей

Гигиенические требования к организации сна детей...