Педагогические и гигиенические требования к организации занятий в группе детей дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Кузовкова Юлия Юрьевна

Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка чувствительный к воздействиям внешней среды. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. В моей статье я написала какие  гигиенические требования должны быть в детском саду, и подготовка воспитателя к занятиям

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические и гигиенические требования к организации занятий в группе детей дошкольного возраста

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  2. Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

     - К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

        - При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 25 минут.

Гигиенические требования

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

- раздевальная – для приема, переодевания детей и хранения верхней одежды;

- групповая – для проведения игр, занятий, принятия пищи;

- спальня – для дневного (и ночного) сна детей;

- буфетная – для подготовки готовых блюд к раздаче, мытья и хранения столовой посуды;

- туалетная, совмещенная с умывальной.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальной, туалетной, буфетной комнатами. Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже.

Помещение раздевальной предназначено для приема, осмотра детей, переодевания и хранения верхней одежды. В раздевальных следует предусмотреть шкафы с сушкой для детской одежды и стеллаж для хранения игрушек, используемых во время прогулки.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой, - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей. Площадь групповой составляет из расчета не менее 2,5 м2на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 м2на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета мебели и ее расстановки.

СпальниВ детских организациях площадь спален должна быть на одно место: в ясельных группах – не менее 1,8 м2, в дошкольных группах – не менее 2 м2 без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп – встроенными или выкатными кроватями.

Буфетная - помещение, предназначенное для раздачи пищи и мытья столовой посуды, поэтому оно должно быть непосредственно связано с групповой. В буфетной площадью не менее 3 м2 необходимо разместить встроенное буфетное оборудование, состоящее из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой с подводкой горячей и холодной водой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Допускается установка посудомоечной машины.

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. Площадь туалетных составляет не менее 12 м2 для ясельных групп и не менее 16 м2 для дошкольных групп. В умывальной зоне размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с трех сторон для проведения закаливающих процедур. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец, туалетных принадлежностей.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют правильному физическому развитию детей, длительному сохранению работоспособности, профилактике заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата.

Стулья и столы одного размера маркируют одинаковым рисунком, чтобы дети могли самостоятельно их находить. Два раза в год воспитатель и медсестра осуществляют контроль за соответствием размеров столов и стульев показателям каждого ребенка и при необходимости меняют порядок рассаживания детей с учетом изменения их роста.

Важно соблюдение правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, особенно во время рисования, ноги согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т.е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной, солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Гигиенические требования к игрушкам. Приобретать игрушки следует только в государственных магазинах. Покупать игрушки у частных лиц и артелей нельзя.

Для детей первого года жизни, которые тянут все в рот, рекомендуются игрушки, изготовленные из пластмассы, целлулоида и резины. Такие игрушки хорошо поддаются очистке и дезинфекции, на них почти не задерживаются микробы. В составных игрушках (пирамидках, наборах колец или шариков) диаметр самого маленького их элемента должен быть не менее 30 мм, чтобы дети не могли засунуть их в нос или уши. В настоящее время игрушки делают из полиэтилена, полистирола. Эти материалы были тщательно исследованы гигиенистами и получили положительную оценку.

Игрушки, сделанные из папье-маше, в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них быстро сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы. Матерчатые, ватные и меховые игрушки также нежелательны: они легко загрязняются и могут быть источником инфекции; при мытье или дезинфекции они, как правило, приходят в негодность.

Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, губные гармошки и др.) не рекомендуются, так как могут быть источником распространения инфекционных заболеваний. Игрушки из легко бьющегося материала, например елочные украшения, фарфоровые, фаянсовые и глиняные фигурки, статуэтки, давать детям в руки не следует. Они пригодны лишь для экспонирования.

Детский строительный материал, мозаика, набор геометрических фигур и прочие изделия из дерева или толстой фанеры должны быть посильны для ребенка и по общему весу составных частей не превышать 1-2 кг. Все элементы должны быть гладкими, без щелей и острых углов, покрашены устойчивыми масляными красками или отполированы.

Все игрушки должны регулярно очищаться от пыли и дезинфицироваться. Легко моющиеся игрушки, которыми пользуются дети грудного возраста, следует в специально выделенном тазу ежедневно обрабатывать горячей водой (50°) с мылом и щеткой или протирать 0,5%-ным раствором хлорамина. В группах детей от 2 лет и старше игрушки надо ежедневно протирать влажной тряпкой, а мягкие, если такие имеются, прочищать щеткой, выбивать и проветривать не реже одного раза в неделю, лучше всего на солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм"....

«Современные требования к организации непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....

Совместное занятие в группе детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет на тему "Путешествие в страну Правил Дорожного Движения"

Совместное занятие в группе детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет "Путешествие в страну Правил Дорожного Движения"...

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

организация разнообразного по содержанию труда. формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями...

Санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.

Санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования надо использовать как одну из сос...