Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".
консультация на тему

Садеева Эльмира Минсалиховна

Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с 6 до 9 месяцев и с 9 до 12 месяцев) и сгруппированы от самых простых до наиболее сложных умений, которые малыш осваивает ближе к году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия.

Составила: учитель-дефектолог,

Садеева Эльмира Минсалиховна

 

 «Взаимная игра матери и ребёнка открывает область,

                                                                                   которую можно назвать «общей землёй»…это место           способное стать …символом доверия и союза.

    Поэтому не забывайте про игру, в которой рождаются

                                           приятные волнения и радость».

Д.В. Винникотт

         Игра- вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребёнка. Игра– весёлая и забавная, занимательная и познавательная – поможет родителям в этом.

       С самых первых дней жизни маленький ребёнок нацелен на познание окружающего его мира. Физическое соприкосновение со взрослым: поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание, голос матери, её пение, ласковый разговор с ребёнком, яркая игрушка настраивают его на первые активные действия. Малыш в это время учится выражать своё эмоциональное отношение к близким людям. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь. Познавательная активность маленького ребёнка связана с ориентировочными реакциями, откликом на лицо, запах, ритм дыхания, голос матери, на показ ярких, движущихся и издающих звуки игрушек и предметов.

         Познание огромного, многоликого мира у ребёнка невозможно без окружающих его близких взрослых, без их совместных игр.

        С чего начинается развитие первых действий маленького ребёнка с окружающими его предметами и игрушками?

        Начало развития первых предметных действий лежит  в сфере формирования движений руки маленького ребёнка по направлению к игрушке. Этому предшествует развитие умения поворачивать голову и глаза к источнику звука, рассматривание малышом своих ручек и подвешенной над ним игрушки и , наконец, формирование целенаправленного схватывания.

       В то время, когда малыш учится захватывать один предмет или игрушку, второй предмет малышом не замечается. Но если его внимание переключается на другую игрушку, то его рука непроизвольно разжимается, предмет выпадает, и малыш устремляется к новой игрушке. Теперь каждый предмет, который малышу удаётся достать, обязательно нужно взять в рот, переложить из руки в руку, отбросить и вновь достать, потрясти, постучать, рассмотреть и опять отбросить.

       Ближе к 8 месяцам действия малыша с предметами совершенствуются. Он начинает подражать действиям взрослого с игрушками, учится перемещать предметы, извлекать из них звуки. В этот период развивается умение манипулировать с двумя предметами одновременно, соотнося их между собой. Малыш учится снимать крышки с коробок и баночек, кольца с пирамидки, выбрасывать предметы и игрушки из ведёрка, корзинки, коробки, перекладывать их. Чуть позже малыш освоит функциональные действия с игрушками: научится нанизывать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки, открывать различные крышки на баночках и коробках, вкладывать  различные предметы в ведёрко, коробку, корзинку и прочее.

        Начиная с 9-10 месяцев репертуар действий малыша значительно усложняется. Малыш теперь может не только открыть, но и закрыть коробочки, крышки от баночек или дверки шкафа; он может вынуть и вновь сложить все предметы в ведёрко или коробку. Маленький ребёнок начинает применять одни и те же действия по отношению к разным игрушкам и разные действия с одним и тем же предметом. Под влиянием развития понимания речи в 10 – 12 месяцев малыш уже может выполнять некоторые действия по просьбе взрослого: ставить кубик на кубик, строя башенку. Снимать и надевать кольца на стержень пирамидки, скатывать шарики с игрушечной горки и прочее. Малыш начинает стремиться к достижению определённой цели и может для получения положительного результата использовать различные орудия – палочку, верёвочку, ложки или чашку.

       В этот период начинают интенсивно развиваться действия с сюжетными игрушками. Малыш по просьбе взрослого и при виде игрушки воспроизводит то, чему его научили: катает машинку, водит, кормит или баюкает куклу или другую сюжетную игрушку. Пытается перенести действия, разученные с одной игрушкой, на другую.

       Начиная с малышом увлекательное освоение первых действий с предметами надо помнить следующее:

  • Переходить к предметным действиям необходимо только тогда, когда  малыш научился захватывать игрушки, подвешенные  над рукой и грудью или протянутые ему взрослым.
  • Обеспечить малыша разнообразными предметами, которые можно ронять, выбрасывать, высыпать, перекладывать или доставать и т.п. Нужно позволить детям  стучать, нажимать, трясти, барабанить.
  • Побуждать малыша подражать взрослым в действиях с игрушками и предметами.
  • Каждый раз играя, с малышом, не забывать называть те действия, которые выполняются  с предметами или игрушками.
  • Побуждать малыша выполнять разученные  действия, ориентируясь на слова.
  • Помочь малышу научиться переносить уже освоенные действия на другие предметы и игрушки.

С 6 до 9 месяцев

Резиновые игрушки.

     Эту игру можно проводить, меняя позу ребёнка несколько раз: малыш может лежать на спине, перевернуться на животик и вновь лечь на спину. Вы можете его посадить к себе на колени, а если он уже ползает, играть с ним на полу.

     Вам понадобятся 2-3 резиновые игрушки.

     Покажите малышу одну из резиновых игрушек, назовите её и несколько раз нажмите, извлекая звуки. Поставьте игрушку рядом с ребёнком, побуждая его повернуться на бочок, а затем на животик, доставая игрушку. Когда малыш её возьмёт в руки, покажите ему, как нужно на неё нажимать, чтобы она запищала. Пусть малыш её ощупает, погрызёт, научится на неё нажимать и перекладывать из руки в руку. Когда он отбросит эту игрушку, привлеките его внимание к другой. Поставьте игрушку недалеко от руки малыша так, чтобы он мог за ней потянуться и достать. Предоставьте ему возможность самому научиться извлекать из неё звуки. Постоянно побуждайте его перекладывать игрушку из руки в руку.

Шумящие коробочки.

     Для этой игры подойдут различные пластмассовые коробочки (например, коробочки от «Киндер-сюрприза» или фотоплёнки), которые вы заполните горохом и пшеном или бубенцами и рисовыми зёрнами.

ПОМНИТЕ! Коробочки необходимо очень плотно закрыть, чтобы их содержимое не высыпалось!

     Встряхните одну из коробочек и протяните малышу. Помогите ему научиться её встряхивать и перекладывать из руки в руку. Затем дайте малышу другую коробочку и проделайте то же самое.

      Переверните малыша на животик и вновь, встряхивая коробку, привлеките его внимание к ней, побуждая достать её, лёжа на животе. Придерживая руку малыша, встряхните коробочку, а затем побудите его переложить в другую ручку, проделав то же самое.

Всё выбрасываем из кроватки.

     Вам понадобятся различные предметы: погремушки, которые звонко падают вниз; шарики, которые подпрыгивают и катятся; пластмассовые бутылочки, которые, падая, катятся; кусочки ткани, медленно парящие и т. п.

    Покажите малышу, как весело выбрасывать предметы из кроватки, наблюдая за ними. Бросайте предметы по очереди. Вначале малыш будет радоваться самому бросанию, потом начнёт замечать, какие предметы он выбрасывает. Со временем, играя в эту игру, малыш будет радоваться тому, что одни предметы подпрыгивают, другие катятся, третьи парят и т.п.

Открываем коробочки.

     Подберите несколько коробочек - пластмассовых или деревянных, у которых крышки могут открываться по- разному: откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из коробочек положите какую-нибудь игрушку: в одну- колокольчик, в другую- носовой платок или лоскуток ткани, в третью- бусы или браслет из бус

     Доставайте коробочки  по одной, показывая, как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки. А для этого подумайте, какие предметы домашнего обихода можно приспособить для игры.

Воздушные шарики на верёвочке.

     Привяжите разноцветные воздушные шарики с разных сторон кровати.

Вместе с малышом выталкиваете шарики из кроватки и за верёвочку втягиваете их обратно.

     Играя в игры с предметами, к которым привязаны тесёмки, ленты или верёвочки, выбрасывая и притягивая предметы вновь, малыш познаёт связь между причиной и следствием.

Толкаем пластиковую бутылочку.

     Положите малыша на животик или посадите его, если он уже умеет сидеть самостоятельно.

     Вам понадобится пластиковая прозрачная бутылочка, в которую вы можете положить несколько шариков  от погремушек и закрыть её пробкой. У вас получится занимательная бутылка с разноцветными шариками, которая гремит, когда её толкают. Подтолкните бутылку так, чтобы она покатилась и привлекла внимание малыша. Толкайте её вновь, побуждая малыша последовать вашему примеру. Играя вместе с вами, ваш малыш научится толкать те предметы, которые могут двигаться, а самое главное, будет подражать вам в действиях с предметами.

Скатываем шарики по желобку.

     Для игры вам понадобятся игрушечная маленькая горка-скат в виде желоба и шарики. Посадите малыша за стол. Покажите ему, как шарик скатывается с горки вниз. Дайте малышу шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так». Играя в эту игру, малыш научится брать по одному шарику в руки и скатывать их с горки-желоба.

Сними колечко с пирамидки.

     Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. Не забывайте, побуждая малыша, просить его снять колечко: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!»

      К 4-5 игре поменяйте кольца. Возьмите кольца от игры в серсо, сделайте их из плетёного жгута или сшейте из ткани, набив ватой. Теперь у вас будет много разных колец. Это поможет поддержать у малыша интерес к игре.

С 9 до 12 месяцев

Выбрасываем из пакета.

   Положите малыша на животик или посадите. Вам понадобятся чистые и сухие пакеты из-под молока. Положите в них различные игрушки и предметы: погремушки, шары, кубики и т.п.

   ВНИМАНИЕ! Предметы должны быть средних размеров, чистые и безопасные для малыша.

   Возьмите один из пакетов и высыпьте его содержимое перед малышом, радостно восклицая: «Бах! Упали, покатились! Вот так!» Предложите малышу самому высыпать содержимое другого пакета, перевернув его.

   Играя в эту игру, малыш научится переворачивать ёмкости и высыпать из них содержимое, а затем вы вместе будете собирать эти предметы в пакеты.

Снимаем и надеваем кольца на пирамидку.

      Предложите малышу вначале снять кольца с пирамидки, а потом их надеть. Побуждайте ребёнка действовать самостоятельно, с небольшой вашей помощью, ориентируясь на ваши слова.

Открой и закрой матрёшку.

     Возьмите средних размеров матрёшку, просверлите сверху два отверстия. Проденьте туда шнурок или тесьму, предварительно закрепив её. Получится петелька, за которую будет удобно дёргать, открывая матрёшку. Положите в матрёшку колокольчик. Сядьте за стол вместе с малышом.

     Приготовьте ему сюрприз: пусть неожиданно перед ним появится матрёшка, «походит», «попляшет», «спрячется», вновь «появится». Потрясите матрёшку, спрашивая малыша: «Ой! Что там звенит?» Приоткройте матрёшку, используя петельку, загляните туда и тут же закройте. Побуждайте малыша самого открывать матрёшку, обнаруживая внутри неё колокольчик. Пусть малыш поиграет с колокольчиком. Когда ребёнок его отпустит, спрячьте его вновь для того, чтобы повторить игру.

     Играя с матрёшкой, ваш малыш научится её открывать, а потом закрывать, пряча колокольчик.

Сними крышки с соломинок.

     Вам понадобится соломинка для коктейля, на которую вы нанижете бумажные крышки от стаканчиков. Можно вместо крышек использовать кружки из плотной бумаги.

     Покажите малышу вашу гирлянду из крышек. Снимите первую крышку сами. Придерживая соломинку, побуждайте малыша снять с неё все крышки.

Рассматривание фотографий.

     Обязательно показывайте ребёнку свою фотографию и фотографию вашего мужа, родственников. Пусть эти фотографии стоят в комнате на видном месте. Это научит кроху узнавать  изображение близких для него людей.

Вздумалось детке…

     Лягте на коврик, под голову положите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив. Используя мелодию песенки «Серенький козлик», выполняйте различные действия ручками ребёнка: «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось детке щёчки потрогать, щёчки потрогать. Вот как, вот как, щёчки потрогать». Надуйте свои щёки, когда ручки ребёнка до них дотронутся, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за вашим лицом.

Вынимаем игрушки и вкладываем опять в ведёрко.

     Играйте с малышом на полу, посадив ребёнка напротив себя.

     Вам понадобится ведёрко с набором геометрических фигур: кубиков, шариков, кирпичиков, треугольных призм и т.п.

     Поставьте перед малышом ведёрко, вынимайте предметы по одному, ощупывая их, называйте, раскладывайте, выкладывая игрушки на коврик рядом с ребёнком. Вынув все предметы, начинайте их складывать в ведёрко. Подавайте по одной игрушке малышу, побуждая его положить игрушку в ведёрко.

Опускаем изюм в пластиковую бутылку.

     Играйте с  малышом за столом.

     Приготовьте чистый, вымытый изюм, мисочку и прозрачную пластиковую бутылку.

     Покажите малышу, как нужно брать изюминку и опускать её в бутылку. Говоря малышу: «Возьми изюминку, положи её в бутылочку. Так! Молодец!», побуждайте малыша вначале подражать вам, а потом действовать, ориентируясь на ваши слова.

     Когда малыш переложит достаточное количество изюма из мисочки в бутылку, закройте её пробкой. Покажите малышу, как можно встряхивать изюм в бутылке, извлекая звуки; как можно толкать её и она будет кататься по полу.

Вылавливаем шарики из воды.

     Посадите малыша на пол, предварительно надев на него фартук.

     Вам понадобятся тазик с водой, пинг-понговые шарики, сачок, который используют для ловли рыбок в аквариуме.

      Покажите малышу, как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности, поощряя его активные действия ласковыми словами.

   

     

    Таким образом, игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Консультация для родителей. Тема: "Играя - познаем, развиваемся, растем"

Незаметно пролетит время, и наши дети пойдут в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка, или наоборот омрачиться неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, так как познавательный...

Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия.

   Какие  «ступени»  проходит малыш в своём предречевом развитии?     Считается, что развитие речи  ребёнка начинается с крика, когда ма...

Игры, развивающие первые предметные действия.

Какие  «ступени»  проходит малыш в своём предречевом развитии?     Считается, что развитие речи  ребёнка начинается с крика, ког...