Игротека по развитию речи
консультация на тему

Игры по развитию речи для детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словесные игры по развитию речи16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя игротека по развитию речи.

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение

Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Родитель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Взрослый  говорит ребёнку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...

 Игра «Придумай слово»

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д.  

Игра на развитие речи «Строим дорожку»

Можно играть всей семьёй, взрослый придумывает первое слово а ребёнок называет слово на последний звук предыдущего слова и т.д.

Игра «Ловушка»

Ребёнок должен хлопнуть в ладоши если услышит заданный звук.

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Взрослый произносит слово а ребёнок хлопает в ладоши столько раз сколько в слове слогов.

Игровое упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игровое упражнение «Чье все это?»

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое  взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например,  взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

 Взрослый предлагае ребёнку по фантазировать.

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

Взрослый,  рассказывает ребёнку начало сказки или рассказа, а ребёнку дается задание продолжить или придумать концовку.

Игра «Упрямые слова»

Расскажите ребёнку, что есть на свете упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пальто, кино, пианино, метро). Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах .

Игра «Я дарю тебе словечко»

Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово объясняя его значение. Слова самые разные: капель, проталина, гиря, штанга……

Все эти игры нужно проводить с желанием и хорошим настроением.

Не забывайте хвалить своего ребёнка за старание!

Успехов Вам и Вашему малышу!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игротеки по развитию речи в кругу семьи

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разноо...

Домашняя игротека по развитию речи

Буклет содержит перечень игр, в которые рекомендуется играть мамам со  детьми 5-7 лет  дома для развития речи. Приведены примеры игр на обогащение словаря, развития грамматического строя реч...

Домашняя игротека по развитию речи детей 5 - 7 лет

Игры по развитию речи детей 5 - 7 лет....

"Домашняя игротека по развитию речи"

Дидактический материал...

Домашняя игротека по развитию речи.

рекомендации родителям по развитию речи своих детей...

Домашняя игротека по развитию речи

Словесные игры в условиях дома...