Главные вкладки

    практикум для родителей "Знакомство детей с почвой".
    консультация на тему

    Исследовательская деятельность детей совместно с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znakomim_detey_s_pochvoy-praktikum.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    г.Зеленодольск

    МДОУ №26

    Практикум для родителей

    «Знакомство детей с почвой»

    (опыты)

    Воспитатели: Калаева Е.В.

                               Яковлева А.В.

    Знакомим детей с почвой

    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача взрослых- связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

    . В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду.

    Исследовательская работа

    Опыт 1

    Цель. Показать, что в почве есть воздух.

    Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой , большая банка с водой у взрослого

    Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем  ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

    Опыт 2

    Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

    Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

    Проведение опыта.  Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их.  в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

    Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше ..

    После проведения опыта задайте вопросы.

     В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

     Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

     На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

    Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

    Задача взрослых - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

    желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей.  

    Опыт 3

    Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

    Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

    Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

     Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

     Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

     Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

     Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

    Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам,

    попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

    Работа на приусадебном участке

    Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

    Задайте детям вопросы.

     Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?

     Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?

     Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?

     Когда она бывает влажной, а когда - сухой?

     Много ли воздуха в этой почве?

     Для чего ее надо периодически рыхлить?

    Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении:

    если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем верните на прежнее место.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомим детей с почвой

    Проведение опытов с почвой, для старшей подготовительной группы...

    Конспект деятельности с детьми "Знакомим детей с почвой"

    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям....

    гендерное воспитание в ДОУ, сдоровьесберегающие педтехнологии в ДОУ, знакомим детей с почвой

    В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...

    Знакомство детей с почвой

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и  экспериментированию....

    Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна

    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....

    Знакомим детей с почвой

    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе "Наш дом - природа" большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, фор...