Профилактика плоскостопия и нарушения осанки
методическая разработка (старшая группа) на тему

Родительское собрание,упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Алёнка»

пгт Кикнур Кировской области

Материалы на XIV Всероссийский творческий конкурс для детей и взрослых "Талантоха"

Номинация

«Творческие работы и методические разработки педагогов»

Лобова Ольга Александровна

Инструктор по физической культуре

Высшая квалификационная категория

пгт Кикнур

2015 год

Родительское собрание

«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей»

(старший дошкольный возраст)

Цель:

  • Расширить знания у родителей о здоровом образе жизни.
  • Повысить роль семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
  • Дать знания родителям о формировании правильной осанки у дошкольника.

Задачи:

  • Воспитать сознательное отношение у родителей к закреплению навыка правильной осанки у ребенка.
  • Помочь родителям ответственно относиться к здоровью своего ребенка, приобрести знания и умения по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
  • Повышать эффективность взаимодействия ДОУ с родителями.

Ход собрания:

Добрый вечер уважаемые родители!

Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Сегодня на родительском собрании мы представим вашему вниманию презентацию «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки».

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, красивыми, физически хорошо развитыми.

Результаты нашего анкетирования (приложение № 1)показали, что не все родители владеют знаниями о формировании у детей правильной осанки, затрудняются в вопросах профилактики плоскостопия.

Сегодня вы узнаете, как можно предотвратить нарушение опорно-двигательного аппарата. Но прежде чем мы начнем, давайте поздороваемся друг с другом с душой и сердцем (родители здороваются с соседями справа и слева).

А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте!» - «Здоровья  желаю».

Далее просмотр слайдов по профилактике и нарушению осанки.

Выполнение родителями комплекса упражнений для формирования и коррекции осанки (приложение № 2).

Далее просмотр слайдов по профилактике плоскостопия.

Выполнение родителями упражнений для профилактики плоскостопия (приложение № 3).

В подведении итогов родительского собрания родителям вручаются памятки «Правила для поддержания правильной осанки» и «Как правильно выбрать обувь для ребенка» (приложение № 4, 5).

Уважаемые родители! Благодарим вам за активное участие. На прощание просим всех встать в круг и взяться за руки. Упражнение называется «Колокол». На вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе – опускаем вниз и говорим «Бом». На этом наше собрание закончено. Успехов вам! Будьте здоровы!

Приложение № 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребенка.

  1. Что такое здоровье и как его беречь? ___________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Как, на Ваш взгляд выглядит абсолютно здоровый ребенок?________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Что значит закаленный малыш?________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Нужен ли спорт детям?_______________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Часто ли Вы наказывайте ребенка дома ограничением движений? («Сядь!», «Угомонись!», «Не пойдешь гулять» и т.д.)______________________________

_______________________________________________________________________

  1. Когда Ваш ребенок слушает сказку, какая поза для него привычна:

- сидя (спина прямая или круглая);

- лежа;

- свернувшись калачиком;

- другая поза.

  1. В какой позе ребенок ест, рисует?_______________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Опишите привычное положение головы и плеч ребенка во время свободной деятельности.________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Что делаете дома для того, чтобы:

- увеличить активность ребенка;

- формировать его осанку?

  1. Что хотели бы узнать о профилактике плоскостопия и нарушений осанки?____

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


Приложение № 2

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

«БУРАТИНО»

Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Представьте себе, что вы Буратино, висящий на стене.  Карабас – Барабас повесил вас за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного поразмяться.

И.п.- основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1.Поднять руки через стороны вверх – вернуться в и.п. (5-6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед – вернуться в и.п. то же – другой ногой (5-6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны – вернуться в и.п. (5 – 6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же – в другую сторону (5-6 раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено  к груди – вернуться в и.п. то же – с другой ногой (5-6 раз).

6.Поднять правую ногу, согнутую в колене, подтянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова – вернуться в и.п. то же  - левой ногой (5-6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить  ноги  на ширину плеч, руки – на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону – вернуться в и.п. то же в левую сторону (3-4 раза).

«ВЕСЕЛЫЙ ГНОМИК»

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он  к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

  1. И.п. – основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед – вернуться  в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
  2. И.п.- основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины – вернуться в и.п. Повторить в медленном  темпе 4-5 раз с интервалом в 40 – 50 секунд.
  3. И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом в 1-2 минуты.
  4. И.п.- стойка на коленях, руки внизу: наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх в стороны – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом в 30 – 40 секунд.
  5. И.п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4 – 5 раз с интервалом в 1-2 минуты.
  6. И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад  - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе с интервалом в 1-2 минуты.
  7. И.п.- сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх – назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном  темпе с интервалом в 2-3 минуты.

«ОБЕЗЬЯНКИ – ЗАРЯДКА ДЛЯ ХВОСТА»

Цель:  укреплять мышечный корсет, развивать гибкость, подвижность  суставов, координацию и  осанку.

Детки  по полю шагают, выше ноги поднимают.

Превратились в обезьянок.

Обезьянки, обезьянки поползли все по полянке.

Обезьянка хвост поджала и за зайцем побежала.

Оказалась впереди, кто не верит – догони!

Разбежались кто куда, не найти нас никогда.

Выполняются движения по тексту: ходьба с высоким подниманием коленей, ползание на высоких четвереньках, легкий бег на носках и со сменой направления, ходьба на носках врассыпную.

Эй, скорее все сюда, здесь лиана не одна.

Спинкой к стеночке мы встали, хвостик, лапки к ней прижали.

Проверка осанки у стены: прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, потом отойти от стены,  удерживая спину.

Глазки дружно все закрыли, помечтали и открыли.

Дети широко открывают и закрывают глаза через 10 с (по 4 раза).

Потянулись, оглянулись.

И.п. - о.с. 1-2 –соединить фаланги пальцев и постепенно поднять прямые руки над головой (сделать  окошко), 3-4 –медленно опустить руки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. При повторе можно добавить поворот головы.

Встрепенулись.

И.п.- ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2- руки поднять к плечам, соединить лопатки, 3-4- выполнить повороты вправо – влево, вернуться в и.п.

На лесной полянке качались обезьянки,

Кто весь век качается, то т не огорчается  никогда!

И.п.- лежа на спине, ноги вместе. 1 – согнуть ноги, 2 – прижать колени к груди и обхватить их руками, 3-4 – покачаться на спине вперед и назад. Передохнуть, еще покачаться (4 раза). Вернуться в и.п.

Обезьянки мы такие озорные и смешные.

В зоопарке мы живем и всех в гости созовем.

И.п.- сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднимать ноги, руки расставлять в стороны, такую позу удерживать 5-10 сек, после отдыха повторить еще 5-6 раз.

Нам бананы приносите, обезьянок угостите.

Мы  «спасибо» скажем вам. Приезжайте в гости к нам!

Выполняются произвольные движения с красивой осанкой на дисках «Здоровье».

После этого упражнения на восстановление дыхания: поднимаем медленно руки вверх – вдох, медленно опустить руки вниз, встряхнув кистями – выдох.  


Приложение № 3

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

« ЧАСЫ»

Стрелки  в часиках живут и по кругу все  идут.

Дети должны ходить приставным шагом по лежащему на полу обручу.

Сосчитают все минутки, дважды круг пройдут за сутки.

«ШЛИ БАРАНЫ  ПО  ДОРОГЕ»

Шли бараны по дороге, ходить на носках.

Промочили в луже ноги. Ходить на пятках.

Раз, два, три, четыре, пять, приподниматься на носки.

Стали ноги вытирать – кто платочком, кто тряпицей, кто дырявой рукавицей.

Средней частью правой стопы (подошвы) скользить по внутренней  стороне голени левой ноги от стопы к колену: ступня как бы обхватывает голень. То же левой ногой. Упражнение выполняется 6-8 раз.

«ДВА  ВЕСЕЛЫХ  ГУСЯ»

Исходное положение – сидя на стуле.

Жили у бабуси два веселых гуся –

Поджимать и выпрямлять пальцы ног.

Один серый, другой белый, два веселых гуся.

Приподнимать от пола сначала носки, потом пятки.

Вытянули шеи у кого длиннее.

Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.

Один серый, другой белый, у кого длиннее.

Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.

Мыли гуси лапки в луже у канавки.

Вращать стопы в разные стороны  с небольшим усилием на большой палец.

Один серый, другой белый, спрятались в канавке.

Поджимать пальцы, удерживая ноги на внешнем крае стопы.

Вот кричит бабуся:

Разводить врозь сначала носки, затем пятки.

- Ой, пропали гуси – Один серый, другой белый гуси мои, гуси!

Выходили гуси, кланялись бабусе.

Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигаясь по очереди стопы вперед, не отрывая их от пола.

Один серый, другой белый, кланялись бабусе.

Приподнимать от пола носки.

« З А Р Я Д К А»

Исходное положение – стоя, держась руками за спинку стула.

Наши ножки с утра делают зарядку.

Вот так встанут на носочки, а потом на пятки.

Приподниматься на носки с переносом тяжести тела на пятки.

На носочках постоим, вместе вдаль все поглядим,

Приподниматься на носки с одновременным разведением пяток.

Опускаемся на пятки,  танцевать начнем вприсядку.

Приседать на полной стопе.

Снова на носках стоим, вправо – влево поглядим.

Приподниматься на носки.

Опускаемся на пятки, мы закончили зарядку.

Опускаться на всю стопу.

« САМОМАССАЖ»

Наши маленькие ножки все шагали по дорожке.

Ходить на месте возле стула.

Через мостик перешли,

Ходить на пятках на месте.

По тропиночке прошли.

Ходить на носках вокруг стула.

Но устали наши ножки, отдохнуть хотят немножко.

Ногу на ногу кладем, и стопу свою берем.

Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу. Пододвинуть стопу поближе к себе.

Чтобы ножки нам размять, мы их будем растирать.

Массировать подошву от пальцев к пятке.

Так, от пальчиков до пятки, мы массируем ребятки.

Вот теперь наоборот, трем от пяточки вперед.

Массировать подошву от пятки к пальцам.

А сейчас на каждый пальчик мы наденем  свой кафтанчик.

Разминать каждый пальчик.

Ножку левую размяли и нисколько не устали.

Ножку правую берем, на коленочку кладем,

И теперь для этой ножки снова мы массаж начнем.

Повторить все действия для правой стопы.


Приложение № 4

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

- Выполнять вместе с ребенком  упражнения по укреплению мышц туловища.

- Надо приучать ребенка ходить с приподнятой головой и развернутыми плечами.

- Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка.

- Сидеть на стуле ребенку нужно прямо, занимая его полностью, расстояние от грудной клетки до стола – четыре пальца ладони. Ноги под прямым углом. Локти не должны свисать со стола.

- Голова при рисовании должна быть слегка наклонена,  расстояние от  глаз до рабочей поверхности – соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол, до кончиков  пальцев, касающихся виска.

- Постель ребенка должна быть  полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети  ни в коем случае  не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на  спине или на боку, но не свернувшись  «калачиком».

- При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Не рекомендуется носить сумочку в одной и той же руке.  Лучше всего повесить за спину ребенка рюкзачок.

- Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание. Характер питания во многом  определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

Смотритесь почаще на себя в зеркало, оно подскажет, какая у вас осанка.

Укрепляйте осанку у детей, и вы сохраните им здоровье!


Приложение № 5

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ОБУВЬ ДЛЯ РЕБЕНКА

Одно из необходимых условий выбора обуви для вашего ребенка – его непосредственное участие. Ведь,  несмотря на юный возраст, ножки разных деток уже сильно отличаются полнотой, объемом, и, конечно, размером. Поэтому не стоит делать сюрприз из покупки туфелек, ботиночек или сандалий.

РАЗМЕР. Если обувь велика, то происходит скольжение ноги при ходьбе и шарканье пятки. Но и купленные в самый раз ботиночки тоже могут сослужить плохую службу вашему ребенку. Поэтому, оптимальным является вариант, при котором между носком ботинка и пальчиками ребенка остается около сантиметра, « на глаз» это приблизительно толщина мизинца взрослого человека. Причем, это применимо как для летне-весенней так и для осенне-зимней обуви. Секрет заключается в том, что летом ножка малыша немного отекает и увеличивается в размерах, а зимой в ботиночках и сапожках должно оставаться пустое пространство, создающее согревающий эффект. Кроме того, не стоит забывать о необходимом запасе для движения ноги во время ходьбы и роста ступни.

МАТЕРИАЛ. В вопросах здоровья детских ножек важное место занимает и материал, из  которого сделаны башмачки. С точки зрения гигиены и долговечности первое место среди материалов по праву занимает, конечно же, натуральная кожа. Она растяжима, пластична, обеспечивает доступ воздуха и испарение влаги. Внутренние поверхности обуви тоже должны быть изготовлены из натуральных материалов.

ПОДОШВА. Она должна быть  эластичной и гибкой. Такие свойства необходимы для того, чтобы создавался необходимый для малышей эффект ходьбы босиком. Это свойство можно проверить, согнув ботинок. Кроме того, подошва ни в коем случае не должна быть скользкой, поэтому лучше всего выбирать обувь с рифленой подошвой. В качественной детской обуви подошва всегда чрезвычайно легкая.

КАБЛУЧОК. Все специалисты единодушно утверждают, что любой детской обуви необходим маленький каблучок. Он участвует в формировании походки и не дает малышу заваливаться назад. Высота каблука не должна превышать 5-7 мм.

СУПИНАТОР. Залог будущего здоровья ножек ребенка – обязательное наличие в любой детской обуви супинатора. Такие требования вполне обоснованы – ведь супинатор участвует в формировании нормального свода стопы, а его отсутствие может  привести к плоскостопию. Супинатор не должен быть сильно выражен, так как его чрезмерные размеры могут привести к нарушениям в развитии ступни. Если нет специальных требований ортопеда, супинатор должен играть профилактическую роль.

ЗАДНИК. Он должен быть цельным без вырезов и вставок. Только тогда ботинок будет правильно фиксировать ступню ребенка. Кроме того, задник должен быть достаточно жестким, с закругленным верхом.

ЗАСТЕЖКА. Не стоит забывать о том, что детская обувь, в отличие от взрослой, должна иметь широкую носовую часть и регулируемую застежку.

Наши наблюдения показали, что обуви, купленной на 2-3 размера больше, хватает лишь на начало следующего  сезона. Она не только не оправдывает себя, но и вредит здоровью ребенка.

Литература:

1. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ.  – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.

2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 112 с.

3. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста.  – М.: ТЦ  Сфера, 2005. – 176 с.

4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.

5. Ванявкина О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с участием родителей // Инструктор по физкультуре – 2010. - № 2 – 80-85 с.

6. Джулай Т.В. Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия // Инструктор по физкультуре – 2011. - № 6 – 61-65 с.

7. Седловская И.М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников // Информация по физкультуре – 2012. - № 5 – 67-71 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

лечебная физкультура "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки"

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки...

"Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Примерные игры и упражнения для родителей,воспитателей и инструкторов по физкультуре для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста....

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата. В дошколь...