Родительское собрание: «Возрастные особенности старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему

Дементьева Юлия Георгиевна

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре​бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло​гические механизмы деятельности и поведения. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей. Углубляются представления детей о здоровье и здо​ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не​обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здо​ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви​жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен​ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательнос​ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре​мени года. Ориентируются в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер​вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо​нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза​имоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль​ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни

1.​ Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и ги​гиеническую культуру детей.

2.​ Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

3.​ Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

4.​ Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

5.​ Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

6.​ Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной де​ятельности и творчеству.

7.​  Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат​риотические чувства детей.

Примерный режим дня в детском саду для детей старшей группы размещён на стенде в приёмной. Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиениче​скими требованиями и основной общеобразовательной программой «Детство». Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с воспитателем, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей (например, если дети из 3-х человек заняты рисованием, то остальные дети в это время могут сами выбрать себе другую деятельность по своим интересам).

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практи​ческих ситуаций в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  по   пяти образовательным  областям: познавательное развитие,  физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие и художественно-эстетическое развитие детей. Образова​тельные ситуации носят преимущественно- интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще​ние, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоя​тельность детей в решении задач (социально-коммуникативных, ху​дожественных, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога. Непосредственная  образовательная деятельность в старшей группе проводится в первую половину дня, не более двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 25 минут, с перерывами по 8—10 минут. Можно спланировать только одну НОД, объединяющую в общей теме и едином сюжете две  образова​тельные  области (Например, чтение худ. лит-ры можно соединить с лепкой или рисованием). В сере​дине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятель​ность, проводится физкультминутка.

В этом учебном году добавилось новое занятие обучение грамоте. Цель занятий: формировать знания о словесном составе речи; знакомство с термином «слово». Упражнять в выделении предложений из текста и составлении рассказа из небольших предложений. Формировать умение делить на слоги двухсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. Формировать умение находить звук в слове. Закрепление умения самостоятельно находить слова с заданными звуками,  расположенными в любой части слова. Формировать умения слушать и слышать, давать обоснованные ответы на вопросы педагога.

Например,  игра  «Ответь предложением» — говорю  слово «кошка», а дети   придумать  предложение  (Кошка ловит мышей. Кошка вылизывает котят. Кошка лакает молоко). 

 Игра «Охотники на звуки».  Игра прошла также с мячом. Показываю букву и прошу  назвать  слова  на звуки  М, П. Назвать слово, чтобы звуки  О, У были  в середине слова, а звуки Н, Р – в конце слова.

Во второй  половине дня в четверг проводится  кружковая деятельность «Познавайка» (предложить ознакомиться с перспективным планированием кружка на год).

Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:

1.Ребенок может звонить по телефону.

2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу.

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Уважаемые родители, только с Вашей помощью мы сможем воспитать здоровых и успешных детей!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Возрастные особенности детей раннего возраста"

Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей третьего года жизни...

Родительское собрание «Возрастные особенности детей раннего возраста»

Предлагаю провести подобное родительское собрание для углубления знаний родителей по детской психологии, способствовать более близким родительско-детским отношениям....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста"

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста"...

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей раннего возраста"

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возраст...

Родительское собрание: "Возрастные особенности детей среднего возраста"

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который ...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...