номер газеты "Мультфильмы для дошкольников: как правильно выбирать?"
консультация по теме

Дробышева Ирина Борисовна

Современные дети, так же как и их сверстники предыдущих поколений с удовольствием смотрят мультфильмы. Однако, в современном обществе возникает масса проблем, связанных с влиянием на детей видео продукции, рекламы, телевизионных передач и т. п.

Федеральный закон -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу с 1 сентября 2012 года, указывает, что в силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других управляем через компьютерные игры, фильмы, мобильную связь, рекламу. Данный закон предъявляет повышенные требования к отбору продукции, в том числе и мультфильмов, для детей.

Особый интерес для дошкольников представляют красочные мультфильмы, которые они готовы смотреть бесконечно. Всем хорошо известно, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детское восприятие мира. Что же важно и полезно знать родителям о мультфильмах для детей?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Газета.935 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь 2015г.

Мультфильмы для дошкольников: как правильно выбирать?

http://21sad.ru/wp-content/uploads/2015/08/iStock_000011499548Illustra.jpg

        

   Современные дети, так же как и их сверстники предыдущих поколений с удовольствием смотрят мультфильмы. Однако, в современном обществе возникает масса проблем, связанных с влиянием на детей видео продукции, рекламы, телевизионных передач и т. п.

Федеральный закон -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу с 1 сентября 2012 года, указывает, что в силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других управляем через компьютерные игры, фильмы, мобильную связь, рекламу. Данный закон предъявляет повышенные требования к отбору продукции, в том числе и мультфильмов, для детей.

Особый интерес для дошкольников представляют красочные мультфильмы, которые они готовы смотреть бесконечно. Всем хорошо известно, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детское восприятие мира. Что же важно и полезно знать родителям о мультфильмах для детей?  Мы попытались выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дети часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики. Например, игра в пёсика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, переодевания кукол. Это наводит на мысль, что ребёнок не может понять то, что пытались заложить авторы в основу фильма. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на вопросы: о чём был мультфильм? кто главный герой? какой он? Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность – к людям? животным? сказочным персонажам?

Мультипликационный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития – познавательной, эмоциональной, коммуникативной и др. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребёнка.  Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно и сами могут отказаться от того, что не соответствует их интересам и возможностям их понимания. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит – если малыш смотрит, значит ему интересно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идёт о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизма мелькающих зрительных впечатлений – он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей.  В результате  у малышей быстро вырабатывается зависимость  от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами,  и постоянно требуют включить телевизор (а многие сами легко это делают),  и смотрят кино про разных монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

Оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения  которой зависит развитие детей и их приобщение к художественной культуре.

Опираясь на психологические особенности детей, обозначим главные характеристики мультфильмов для детей.    

Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.

В соответствии с возрастными особенного для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки  с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы, активно действующие, задающие образцы простых правил поведения. Максимально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями.

В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно  развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью.

Особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение и пр.).

Это могут быть разнообразные сказки (народные и авторские). Центральные темы связаны с миром людей (или животных), их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением.

Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Герой является участником событий, связанных с другими персонажами; важны отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

В этом возрасте живой отклик находят такие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.

В старшем дошкольном возрасте (6- 7 лет) впервые обнаруживается возможность подчинения своих действий более отдаленному мотиву. Появляется феномен эмоционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, а сюжетом — развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями.

Детей интересуют разные аспекты взрослой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности. Складываются устойчивые избирательные привязанности между дошкольниками. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.

Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей.

Для старших дошкольников в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей. Для примера приведем несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие. Все эти произведения имеют мультипликационную версию.

Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов.

Следует также помнить, что даже в самых казалось бы невинных мультфильмах всегда можно увидеть негативные моменты (например, «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»).

Самое главное – сформировать в ребенке правильное отношение к мультфильмам и не злоупотреблять их просмотром. Пусть лучше свое свободное время ребенок тратит на общение со сверстниками, подвижные игры, занятия спортом, увеличения и хобби и чтение книг.

Помните, что мультфильмы для детей могут принести как пользу, так и вред. Чтобы избежать негативных последствий, пользуйтесь рекомендациями специалистов, так вы сможете избежать многих проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыков правильного поведения на улице

Для педагогов: "Формирование у дошкольников навыков правильного поведения на улице"...

Статья "Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком"

Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком....

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»

        Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка....

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников основ правильного питания»

Данная консультация носит рекомендательный характер при организации правильного питания дошкольников в семьях....

Интегрированная дыхательная гимнастика для дошкольников. Проект «Правильное дыханье – это наше здоровье».

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателем, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья реб...

Консультация для родителей. Режиссерская игра дошкольников. Как правильно организовать?

Что такое режиссерская игра? Как умело ее организовать? Какие условия необходимы для ее развития? Эти и другие вопросы вы найдете в этом материале....

Консультация для родителей «Правила дорожного движения для дошкольников. Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах».

Главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых. Максимально защитить дошкольников от возможной беды - обязанность взрослых. Именно от наших действий зависит, насколько проч...