Интегрированная дыхательная гимнастика для дошкольников. Проект «Правильное дыханье – это наше здоровье».
проект на тему

Пчелинцева Карина Степановна

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателем, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.  

 Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Выполнение  дыхательной гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками  и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов.

Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать дыхательную гимнастику  как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МАДОУ

 д/с комбинированного вида №26 «Реченька» 

Пчелинцева К.С.

Интегрированная дыхательная гимнастика
для дошкольников.

Проект «Правильное дыханье – это наше здоровье».

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…» 

В. А.Сухомлинский

Актуальность проекта.

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды, которая в первую очередь гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателем, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.        

 Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Выполнение  дыхательной гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками  и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов.

Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать дыхательную гимнастику  как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе.

Цель проекта.

Содействовать сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики.

Задачи проекта.

  • Развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
  • поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
  • овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
  • создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

Новизна проекта.

Являясь преподавателем детской и взрослой йоги и имея опыт преподавания дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, я адаптировала два метода дыхательных упражнений: метод правильного дыхания – пранаямы в йоге и метод дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой под интегрированную дыхательную гимнастику для дошкольников в ДОУ по ФГОС. Это означает, что упражнения могут применяться в утренней гимнастике, гимнастике после сна, на прогулке, в подвижных играх и для концентрации или переключения внимания детей на другой вид деятельности.

Упражнения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и  с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (3-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Дыхательные  упражнения помогают детям решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Проект «Правильное дыхание – это наше здоровье» подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством  движений и коротких глубоких вдохов через нос.

Образовательная область.

Физическое развитие.

Области интеграции.

Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое.

Технологичность.

Гимнастика может быть использована, как воспитателями в их работе с детьми, так и родителями. Всем взрослым, кто внимательно отнесется  к этому проекту, я уверена, он поможет укрепить не только здоровье  детей – дошкольников, но и своё.

Продолжительность проекта.

Проект бессрочный. После знакомства с техникой выполнения дыхательной гимнастики, может применяться как для профилактики заболеваний носоглотки и желудочно-кишечного тракта, так и для применения в ежедневной практике здоровьесбережения.

Участники проекта.

Дети средней группы №8 «Колокольчик» МАДОУ д/с комбинированного вида №26 «Реченька», родители воспитанников.

Диагностика детей на начальном этапе.

      В процессе диагностики было выяснено, что только 16% детей имели правильное представление о сбережении здоровья, закаливания. Начальная диагностика показала следующие результаты: в группе детей, которые редко болеют – было 16%. А вот 60% детей сразу же откликнулись на то, чтобы заниматься дыхательной гимнастикой для оздоровления и укрепления иммунитета.

Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
  • положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
  • снижение простудных заболеваний у воспитанников;
  • формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
  • изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
  • использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;
  • обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

Диагностика детей раз в квартал.

Так как этот проект был внедрён  в группу №8 «Колокольчик» в апреле 2016 года, когда группа ещё была второй младшей группой раннего развития,  по итогам мониторинга уровня заболеваемости воспитанников было подсчитано, что уровень простудных заболеваний у воспитанников снизился на 12%.  

Упражнения дыхательной гимнастики.

  1. «Правильное дыхание» или «Шарик»

Тихо шарик мы надуем,

И обратно тихонько сдуем.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя, лёжа.

  • Руки положить на живот. Вдох – глубокий, ровный, спокойный. (Шарик надулся).

Вдох равен выдоху.

  • Выдох спокойный.
  1.   «Пальчики»

Подыши одной ноздрёй

И придёт к тебе покой.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох.
  • Как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
  1. «Крылышко бабочки» - 1

Бабочка крылышком взмахнёт

И тебя сейчас найдёт.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать резкий вдох, чтобы крылышко ноздри прилипло к носику.
  • Выдох спокойный, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
  1. «Крылышко бабочки» - 2

Бабочка крылышком взмахнёт

И тебя сейчас найдёт.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать резкий вдох, чтобы крылышко ноздри прилипло к носику.
  • Открыть пр. ноздрю, сделать спокойный выдох. Сделать активный вдох через правую ноздрю, чтобы крылышко ноздри прилипло к носику.
  • Повторить тоже самое с другой ноздрёй.
  1. «Бабочка»

Бабочка крыльями порхает

Нам здоровье дарит.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох.
  1. «Маятник»

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнем сначала.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, наклон головой вперёд, подбородок старается достать до груди.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, наклон головой назад, затылок старается достать до спины.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Спокойный вдох, выдох.
  1. « Ухо на плечо»

Ушко к плечику склоняем

Про дыхание вспоминаем.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, наклон головой вправо, плечи не подвижны.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, наклон головой влево, плечи не подвижны.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Спокойный вдох, выдох.
  1. «Кто сзади?»

Вправо, влево повернемся

И друг другу улыбнемся.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, поворот головой вправо, смотрим назад.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Активный вдох через нос, чтобы крылья ноздрей прилипали к носу.
  • Пассивный выдох, поворот головой влево, смотрим назад.
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Спокойный вдох, выдох.
  1. «Головокружение»

Закружилась наша голова

Очень медленно, туда-сюда, туда-сюда.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Голова прямо - вдох, с медленным выдохом наклоняем голову вперёд и медленно вращаем  вправо
  • Голова прямо - вдох, с медленным выдохом наклоняем голову вперёд и медленно вращаем  влево
  • Голова прямо, макушка тянется вверх. Спокойный вдох, выдох.
  1. «Горячо – холодно»

С буквой «А» в ладошки дунем

И горячим воздухом подует.

С буквой «У» в ладошки  попадёт

Наш холодный ветерок.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя, ладошки перед лицом.

  • Глубокий вдох, выдох с буквой «а»
  • Глубокий вдох, выдох с буквой «у».
  1.  «Жу»

Мы жужжим, как жук жужжит,

Мы жужжим, пчела летит.

И.п. – с прямой спиной  стоя, сидя.

  • Закрываем ладошками уши. Глубокий вдох
  • Медленный выдох со звуком «м», как будто мы мычим, но в ушах слышится жужжание.
  • Пассивный вдох, пассивный выдох. Вдох равен выдоху.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное дыхание путь к здоровью.

Правильное дыхание путь к здоровью.(вторая младшая группа)Программные задачи:Закрепить навыки правильного дыхания;закреплять двигательные навыки;развивать физические качества и способности;дать детям ...

"Правильное дыхание полезно для здоровья!" консультация для педагогов и родителей

Буклет для педагогв и родителей по развитию правильного дыхания....

Проект: "Правильное дыхание - это наше здоровье"

Дыхательные  упражнения помогают детям решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Проект «Правильное дыхание – это наше здоровье» подробно и последовательно знак...

Правильное дыхание – залог нашего здоровья!

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой....

Проект "Правильное питание и наше здоровье" для детей 6 - 7 лет

Идея проекта:  Адаптирование программы «Разговор о здоровье и правильном питание» от компании Нестле – «Здоровые дети» для старших дошкольников 6 – 7 лет....

ПРОЕКТ "Правильное дыхание - это наше здоровье"

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатхайоги, и другие. Все они построены на упражнениях, г...