Речевая готовность ребёнка к школе.
консультация (подготовительная группа) по теме

Буянова Ирина Николаевна

Речевая готовность ребёнка к школе.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?  Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Критерии готовности к школьному обучению : 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.         Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.      Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?  - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;  - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; -осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.   Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?  В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:  уметь четко произносить все звуки речи; уметь интонационно выделять звук в словах; уметь выделять заданный звук в потоке речи;  уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);  уметь произносить слова по слогам; уметь составлять предложения из 3-5 слов;   уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;  уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.); уметь составлять несколько предложений о предмете; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); уметь наизусть читать любимые стихотворения;  знать автора прочитанного стихотворения;  уметь последовательно передавать содержание сказки.  В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:  уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки; уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);       уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...); иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);   знать названия 1-3 комнатных растений; знать названия 12 месяцев года;  знать названия всех дней недели.  Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:  в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме, полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности; знать правила поведения в общественных местах и на улице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...

Речевая готовность ребёнка к школе.

Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются  компоненты речи, которые  должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...