Влияние дидактических игр на развитие речи детей.
консультация на тему

Фатихова Лилия Миннахматовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_didakticheskih_igr_na_razvitie_rechi_detey.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на развитие речи детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактических игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

 Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерны наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

 Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата и выиграть. Однако, если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

 Таким образом, активное участие, выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее окружающей задачей.

 Дидактические игры существую много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению игре, с помощью игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры (матрешки). В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. В них прослеживается и нечто общее. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

 Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий ("Сорока-белобока", "Гули-гули", "Ладушки", "Фанты", "Краски" и др.)

 Дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учатся составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки.

 Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, реализует его интересы, развивает воображение. Всё это повышает эффективность работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, н-р, «назови одним словом» или «назови три предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Н-р, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Влияние дидактических игр на развитие речи детей

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены....

Презентация. Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста...