Система работы «Влияние дидактических игр на развитие речи детей»
рабочая программа


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

«Влияние дидактических игр на развитие речи детей»

«Учите ребенка каким-нибудь

 неизвестным ему пяти словам, он

будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов

 с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский 

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи, умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.  Детской речью интересовались с древнейших времен ещё в работах римского оратора и педагога Квитилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том. Что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

 Мыслитель гуманист Я.А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи научить дитя правильно понимать, правильно делать, и правильно высказываться. Философ, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки навыков, ясности, четкости и связности речи. В жизни ребенка происходит существенный перелом  в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям маленького ребенка. Ее основу составляет взаимосвязь увлекательной радостной игры и доступного, продуктивного процесса усвоения знаний. Это игра, но игра познавательная расширяющая и систематизирующая представления об окружающем мире, влияющая на развитие любознательности, познавательных интересов и способностей дошкольников. С учетом современных требований предъявляемых к воспитанию детей дошкольного возраста, значение  дидактической игры как эффективного метода дошкольного образования еще более усиливается. Являясь средством умственного развития дидактическая игра способствует накоплению чувственного опыта, развитию сенсорных процессов, внимания, наблюдательности, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, речи, памяти.

Проблемой многих детей, пришедших из дома в детский сад, является  недостаточно развитая речь. На сегодняшний день, вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста как никогда актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Н.К. Крупская говорила: «Маленькие дети играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра - естественное состояние ребенка, его основная деятельность. Она способствует сохранению  душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Начиная работу с детьми младшего возраста, я выбрала именно этот метод для развития  речи детей. На начальном этапе обследования детей мониторинг показал, что многие дети  плохо говорящие, и со скудным словарным запасом. Проведя анкетирование, выяснилось, что молодые родители уделяют детям недостаточно внимания, мало играют с детьми, плохо информированы о развивающих играх.

Именно поэтому, приоритетом в своей работе я определила тему «Влияние дидактических игр на развитие речи детей»

Цель работы: развитие речи детей посредством дидактических игр

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

А)        Образовательная область  - коммуникация, развитие речи.

1.        Формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;

2.        Целенаправленно обогащать словарь детей;

3.        Формировать умение классифицировать предметы по группам;

Б)         Образовательная область  -  познание:

1.        Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на  ознакомление с сенсорными эталонами;

2.        Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающему миру, расширять кругозор.

Для решения задач, определенных мною, были выбраны следующие приемы:

*систематичность и планомерность проведения;

*последовательность  (от простого к сложному, с учетом индивидуальных способностей);

*все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне, любое достижение малышей должно быть  утилитарным и оцененным.

Подойдя к проблеме комплексно, я просвещала и беседовала с родителями, вводила в игровую деятельность детей разные виды дидактический игр: игры-занятия, словесные, познавательные, музыкальные, математические, игры-опыты и т.д.

Почему малыши не теряются в калейдоскопе этих первых знаний? Потому что начинаются знания со знаний о предметах и о том, что их окружает.

Большое внимание было уделено именно развивающей окружающей среде.

Я постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию речи. Так как свою активность, любознательность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь были созданы все условия для игровой деятельности. Уголок настольных игр, игры сенсорного развития, музыкальный уголок, уголок экспериментирования, уголок творчества,  мини библиотека и т.д. Также с помощью родителей были приобретены металлические и деревянные наборы для конструирования для развития творчества детей.

Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров,  играющие немаловажное значение в развитии монологической и диалогической речи детей. Популярны у детей «Настольный театр», «Театр кукол», «Театр на магнитах», кружок «Волшебная копилка» в виде игр-этюдов, игр импровизаций  «Снежинка», «Перышко»,  «В гостях у осени» формируют  темп речи, интонацию, пластику,  развиваются коммуникативные навыки.

 Игры подбирались от простого к сложному, но скорость освоения материала, глубина познания весьма индивидуальна, учитывается как пол ребенка, так и характер накопленного им социального опыта, особенностей развития его эмоциональной  и познавательной сфер. Поэтому в методических разработках, отбирая  игры с разной степенью сложности, опираюсь на конкретный опыт детей.

В младшем возрасте, играя, дети получали точные представления о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Детям очень нравились  дидактические игрушки: «Бочата», «Пирамидки», «Тарелочки»; далее закреплялись представления об их качествах, взаимосвязях: «Тонет, не тонет», «Твердый мягкий» и т.д.; о расположении  в пространстве «Высоко – низко», «Далеко – Близко».

Игра как способ познания, ведь именно в познании ярко видно как ребенок учится сравнивать, обобщать, выделять признаки. Это необходимо для развития мыслительных операций, для умений анализировать. Так ребенок умнеет, обогащаются его представления об окружающем мире, пополняется активный словарь, активизируется речь. В дидактических играх «Кто в домике живет?», «Животные и их детеныши», «Угадай и назови», «Кого мы встретили в лесу» и т.д. закреплялись знания о животных, птицах, их повадках, внешнем виде. Различные лото, домино знакомили  детей с растительным миром. Дидактические игры: «Собирай-ка», «Овощи - фрукты», «Грибы-ягоды», «Играем, подбираем», »Парные картинки», «Лес», «Когда это бывает?» по описанию изменений в природе формировали умение узнавать и называть времена года, ощущать зависимость животного и растительного мира от человека, воспитывали заботливое отношение ко всему живому, детям открывались не только польза для человека, но и красота.  Умение всматриваться в снежные сугробы и находить в них сходство с разными зверями, видеть прекрасное рядом.

С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных  интересов. Происходит устойчивое и глубокое стремление к познанию окружающего мира. Он задает много вопросов, основной из которых «почему?». Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях - внешние проявления познавательной активности.

Неоценимы дидактические игры-опыты, решающие задачи поисковой активности: «Определи по звуку», « Запах и вкус»,  «Волшебные деревья»,  «Какой?», «Свойства воды» и т.д.  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопрос «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. Во время экспериментирования идет  обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.

Особую эффективность в развитии речи  имеют словесные дидактические игры. Эта категория игр способствует решению конкретных задач умственного воспитания дошкольников и их интеллектуальной подготовке к школе: формирование умения выделять существенные главные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения, развивать фонематический слух и связную речь детей.

Начиная, с игр «Козы рогатой» и «Ладушки-ладушки», «Угадай, кто позвал?» на развитие слухового внимания и упражнения в правильном произношении, до формирования звуковой культуры и грамматического строя речи, игры: «Чье, чье? - Моё»,  «Что для чего?»,  «Волшебные превращения слов»  и т.д. ,на употребление глаголов, согласование прилагательных с существительными; игры  «Прятки», «Что изменилось?» на понимание предлогов и наречий.

Все познавательные процессы взаимосвязаны в своем проявлении и развитии, часто их невозможно отделить друг от друга. Дидактические игры на развитие слухового восприятия, музыкальные игры,  также очень важны для детей дошкольного возраста.

Такие игры развивали умение воспринимать интенсивность звуков, определяя их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулировал движение детей, перемещение в пространстве. Любимы детьми игры-загадки: «Что звучало?», «Где звенит?», «Жмурки» развивали слуховое внимание к окружающим звукам (шум транспорта, скрип двери, голоса людей, шелест травы), умение реагировать на речь нормальной громкости и на шепот, определять звучание игрушек и музыкальных инструментов, бытовых предметов (шуршание бумаги, звон будильника, звук падающей ложки, как звучат различные крупы и т.д.). Формировали слуховую память, внимание игры: «Эхо», «Бывает – не бывает».

Отдельной строкой можно выделить  игры математического склада. Большое влияние имеют игры настольные с сюжетным характером в плане решения дидактической задачи обучению счету. Это так называемые «Бродики», где детей интересует не только, кто победит, а завораживает сам процесс игры: счет точек на кубике, отсчет фишкой шагов. Детям, у которых больше развито зрительное восприятие, нравятся игры с лабиринтами. Такие игры развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание. В 3-4 года дети постигают геометрическую форму предметов и это не секрет. Но с помощью дидактических игр «Развивающее лото», «Геометрическое лото», «На  что похоже?» уже с младшего возраста формируются понятие формы. Конечно, ромбы и разновидности четырехугольников  дают детям постарше. Но первое знакомство у детей с этой формой происходит все, же в игре уже в младшем возрасте. Детям очень нравится составлять предметы из геометрических фигур солнышко, ракеты, паровозики, даже домик бабы Яги и т.д.развивают фантазию, воображение детей. А популярный конструктор «Часть и целое», любимые детьми «Пазлы» очень хорошо развивают зрительное внимание, воображение, умение сосредоточиться.

Первые знания о часах дети получают в старшем возрасте, но интерес к часам  возникает раньше. Многое дают детям книги с математической информацией, серия Учебник для малышей В. Степанова, «Уроки для ребят» знакомят детей в игровой форме «Веселым счетом», «Что показывают стрелки?», «Сколько чашек?»; книга «Время и времена года» знакомит со временем, «Сколько дней в неделе?», со считалкой «Как запомнить дни недели» и т.д.

Мною был разработан алгоритм проведения дидактических игр.

Кроме дидактических игр, развитию коммуникативных способностей способствуют также различные виды продуктивной деятельности детей. В нашей группе все эти виды деятельности нашли широкое применение. Начиная с младшей группы, мы организовали зону по изобразительной деятельности. Она оборудована таким образом, что дети могут в любое время самостоятельно взять необходимые материалы и заняться самостоятельной творческой деятельностью, при этом разговаривать  друг с другом или слушать сказки, потешки,  музыку, детские песенки.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, я уверенно и целенаправленно иду вперед к ее достижению.

Пропагандируя среди родителей ценность игрового метода, проводила родительские собрания в виде викторины «Воспитательная роль дедушек и бабушек в семье.», «Игра - это серьезно»,консультации: «Дидактическая игра в формировании грамматического строя речи», «Влияние математических дидактических игр в умственном развитии ребенка», «Раз, два, три, всю считалку повтори», «Игра – ее развитие на современном этапе», памятки ,индивидуальные беседы о развивающих играх.

Конечно, можно сказать, что я добилась определенных результатов, но дети все разные и это часто зависит  от внимания родителей к своим детям. Но самое главное ребятам со мной интересно. Первое знакомство и закрепление знаний  происходит в игре ненавязчиво, не отнимая у детей детства. Игра – это серьезно. Ведь детский сад - это не школа.  И, если ребенка научить не пасовать перед трудностями, а думать как их преодолеть, то несомненно в школе этот ребенок не растеряется.

Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, я заметила положительную  динамику, которую подтвердили контрольные срезы.

За 2 года дети заметно стали больше и лучше разговаривать, пополнился их словарный запас. Дети стали активнее отвечать на вопросы и задавать их, стали более любознательными, общительными, повысился их интеллектуальный уровень, умение дифференцировать предметы  ближайшего окружения.

В это году, определяя для себя цель, я более углублено  работала над развитием словообразования, фонетики, правильным произношением слов.

Мониторинг  показал  возрастающую динамику показателей развития детей.

Если учесть то, что из 22 детей нашей группы  15 детей имели проблемы в речевом развитии, то к середине средней группы осталось 4 ребенка с недостаточно  развитой речью.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь  помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленный, систематический и планомерный игровой процесс у детей дошкольного возраста при взаимодействии с родителями положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. И это напрямую готовит ребенка к успешному обучению в школе.

О результативности моей работы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

Мною проведен сравнительный анализ результатов обследования речи детей за три года. Диагностика показывает у детей на начало учебного года (сентябрь 2010 г.) и конец учебного года (май 2011 г.), в результате чего выяснилось, что к концу учебного года уровень развития речи детей значительно улучшился. Анализ диагностики показывает увеличение диагностируемых знаний детей, если в сентябре 2010 г. высокий уровень развития речи - 15 %; средний – 55 %; низкий – 30 %, то в мае 2011 г. мы видим, что высокий уровень детей увеличился на 2%, средний на 4%, а низкий уровень снизился на 13%.

В сентябре 2011 года высокий уровень составил 26%, средний уровень – 64%, низкий 10%. В конце учебного года мы наблюдаем положительную динамику высокий уровень – 25%, средний уровень 70%, низкий 25%. Подбор методов и приемов для работы с детьми соответствовал возрастным особенностям детей. В октябре 2012 года анализ мониторинга показал следующие результаты: высокий 45%, средний 41%, низкий 4%. То есть мы наблюдаем, что в течение 3 лет высокий и средний уровень увеличивается, низкий практически ушёл, но так как в течение учебного года поступают дети домашние, с плохо развитой речью, и учитывая период адаптации, всё-таки низкий уровень (4%) имеет место быть. НОД, режимные моменты и самостоятельная деятельность детей проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в различных видах деятельности.

Уровень

2010г.

сентябрь

2011г.

май

2011г

сентябрь

2012г.

май

2012г.

октябрь

2013г.

апрель

Высокий

15%

17%

26%

25%

45%

65%

Средний

55%

59%

64%

70%

41%

31%

Низкий

30%

24%

10%

5%

14%

4%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Влияние дидактических игр на развитие речи детей

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены....

Презентация. Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста...