Формирование первоначальных трудовых навыков
консультация (младшая группа) на тему

Домрачева Светлана Петровна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pervonachalnyh_trudovyh_navykov.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первоначальных трудовых навыков

у детей paннeгo возраста.

Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Кроме того, навыки самообслуживания развивают у малышей способность к приложению усилий, которые в будущем явятся необходимым условием трудового воспитания детей. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всю работу за ребенка, пекутся о его же благе, будто бы «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

Дети раннего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые - родители и воспитатели. Малыши не просто наблюдают за ними, но и пытаются вмешаться в их действия. И от того, как родители и воспитатели отнесутся к этому явлению, зависит будущее отношение детей к собственным делам и своим обязанностям, которые появятся в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.

Можно, конечно, сделать все самим, пока ребенок спит или гуляет. Можно просто отстранить малыша от дела словами: «Не мешай ... Иди лучше поиграй!» Если из уст взрослого постоянно слышатся эти слова, это говорит только об одном: они недооценивают участие ребенка (пусть еще пока элементарное, неумелое) в домашних делах и, сами того не подозревая, исключают одно из сильнейших средств положительного воздействия на малыша. В результате через какое-то время (в 3 года самое раннее, а в 5 лет - наверняка) на просьбу взрослых что-то сделать ребенок ответит: «Не хочу! Не буду!» А сейчас он еще все хочет и стремится к самостоятельности! И взрослым надо воспользоваться этим благоприятным периодом.

К началу учебного года впервые пришедшие в ясли из семьи дети очень мало умеют что либо делать самостоятельно: держать ложку, пить из чашки, подставить руки под струю воды, просунуть руку в рукав, приподнять ногу при одевании. Родители дома кормили, умывали и одевали детей сами, считая, что так и нужно, так оно и должно быть.

Советы родителям:

1. Научить детей всем необходимым для их возраста навыкам самообслуживания.

2. Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей культурно – гигиенических  навыков.

3. Привлекать детей сначала к выполнению несложных трудовых поручений (например: принеси .. , положи .. , подержи .. , передай и т.д.), а затем и к посильной помощи в быту.

4. Малыши уже способны помогать взрослым, и очень важно не погубить в детях их желание трудиться и делать что-либо самостоятельно.

5. Вызвать у детей и их родителей интерес к ручному труду, творчеству.

         При обучении приемам умывания, одевания, раздевания очень важно сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивaeт быстроту формирования прочного навыка.

В одевании и раздевании удобные для детей способы: например, спущенные с пояса колготки малыш, сидя на стуле, стягивает за носок и пятку двумя руками по очереди с каждой ноги. Потом колготки не придется выворачивaть. Или, надевая футболку, сначала просунуть голову в ворот, а затем руки в рукава.

Если у малышей снижался интерес к обучению и развитию навыков самообслуживания, можно использовать песенки-потешки. Например: «Водичка-водичка ... », «Расти, коса, до пояса ... », «Я умею обуваться ... », «Наша Катя маленька ... » и др.

И, конечно, не забывать хвалить малыша за успешное выполнение поставленных перед ним задачи, а также подбадривать, если пока еще что-то не получается.

Одновременно с обучением детей навыкам самообслуживания привлекать детей к выполнению несложных трудовых поручений: принеси .. , положи .. , подержи .. , отнеси (переедай) .. , позови и т.д.

Для развития малышей очень важно наблюдение за трудом взрослых.

Дома дети имеют возможность наблюдать за трудом своих родителей: приготовлением пищи, стиркой, уборкой квартиры, каким-либо ремонтом. Вместе с родителями малыши ходят в магазин, поликлинику.

Все увиденное ребятами мы затем отражаем в сюжетных играх: кормление куклы, мытье посуды, стирка кукольной одежды, ее глажка, купание куклы, поход в магазин, ремонт мебели и т.д. Эти игры нравятся всем малышам.

Наши дети подрастают, и их уже не удовлетворяет только наблюдение за трудом взрослых и обыгрывание каких-либо трудовых действий. Им хочется уже по-настоящему помогать, работать.

Приобщаясь к трудовым процессам, выполняемым взрослыми, дети учатся действиям с предметами, орудиями труда. Это будет необходимо в будущей продуктивной деятельности ребят. Также дети активно познают свойства различных предмeтoв быта, орудий труда. Например, помогая при сервировке стола, ребенок узнает, что для еды нужны разные виды посуды и что все они имеют разные свойства: тарелка, например, бывает большая и маленькая, глубокая и мелкая (глубокая для первого блюда, мелкая - для второго) и т.п.

Благодаря совместной деятельности со взрослым уже в два года ребенок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и вносит свой посильный «вклад» в общие дела семьи. Участие в делах родителей формирует у малыша чувство связанности с мамой и папой, позицию «я помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых и не позволит избегать или оставаться сторонним наблюдателем их деятельности, так как это вызывает у него эмоциональный, психологический дискомфорт. Таким образом, мы закладываем основы становления трудовой деятельности человека и его развития в ней.

Маленькие дети рады любому общению со взрослым, а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша уверенность, что у него все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

«Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста»

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками ...

«Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста»

Культурно - гигиенические и трудовые навыки у детей раннего возраста:...