О техниках арттерапии для родителей
консультация на тему

АКБАТЫРОВА ЛЯЛЯ МАНСУРОВНА

Краткое описание техник арттерапии для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akvaterapiya.doc430.5 КБ
Microsoft Office document icon glinoterapiya.doc173.5 КБ
Microsoft Office document icon kamneterapiya.doc164 КБ
Microsoft Office document icon kukloterapiya.doc190.5 КБ
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc192 КБ
Microsoft Office document icon risunochnye_tehniki.doc135 КБ
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Игры с водой как метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, носит название АКВАТЕРАПИИ.

В Центре мы активно используем приемы акватерапии в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, задержку психомоторного развития,  гипер- и гипоактивность и т.д..

Эти игры проводятся в утренние отрезки времени, а также в вечерние во время проведения коррекционного часа. В основном они проводятся индивидуально или подгруппами (3-4 человека).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, способствовать физическому развитию ребенка. Также игры с водой способствуют развитию логики, речи, являются хорошей профилактикой оптической дисграфии, развивают художественное восприятие у ребенка, имеют терапевтический эффект в адаптационный период посещения ребенком учреждения.

Игры с грязью

Дети любят играть с землей, песком, "грязью" не меньше, чем с водой. Счастье, когда взрослые понимают потребность детей в первобытной радости единения со стихиями, осознают необходимость всякого юного человеческого существа откинуть все внешние запреты и, следуя лишь одному природному инстинкту, вкусить абсолютной свободы.

В нашем Центре каждый год летом совершается великое и невероятное событие – День грязи. В этот день дети играют в огромной грязной луже.

Почему бы и Вам, родителям, не разрешить ребенку поиграть в теплый, летний день с землей, грязью на даче. А какое наслаждение будет перепачканному малышу мыться потом под летним душем. И родителям никаких особых хлопот.

Грязь как и глина - это чудесный медиум. Она помогает снять напряжение, агрессию.

Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждает чувство радости.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психолог действительно  может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания;  лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.

Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила стихий природы.

Часто с отдыха, с тех мест, где нам было хорошо, мы привозим в кармане или сумочке маленький камушек с надеждой, что он исполнит наше желание. Особенно, если это камушек с дырочкой! Для кого-то это символ счастья, для кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого. Эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в наше время!

Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка и подростка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.

Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. В группе подростков количество можно увеличить. Охотно с камушками работают и взрослые.

Цель  оказание психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.

Показания для применения игр  с камушками:

- трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;

- психокоррекция и психо-профилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

- невротические и эмоциональные расстройства;

- кризисные состояния;

развитие собственного предс-тавления о себе;

- оптимизация психического развития в детском возрасте.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Куклотерапия объединяет в себе преимущества арт-терапии и игротерапии. Куклы и игрушки не случайно являются естественным и незаменимым атрибутом детства.

Для ребенка куклы становятся удобным посредником между детским и взрослым миром: в играх с ними малыш учится базовым социальным взаимодействиям, отрабатывает коммуникативные навыки и новые для себя социальные роли. В то же время кукольный мир является своеобразной проекцией реального мира таким, каким его видит сам ребенок. Этот аспект позволяет наблюдать и по необходимости корректировать детское восприятие.

Итак, в каких же случаях куклотерапия особенно эффективна? Специалисты подчеркивают следующие возможности:

- психодиагностика;

- развитие самоконтроля;

- приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия;

- развитие коммуникативных навыков;

- разрешение внутренних конфликтов;

- профилактика и коррекция страхов;

- развитие речи;

- поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Для решения серьезных проблем лучше обратиться к профессиональному психотерапевту. А вот отработать коммуникативные навыки и помочь ребенку лучше понять окружающий мир и самого себя можно и в домашних условиях.

Сначала следует определиться с объектом терапии: какая это будет кукла? Пальчиковые куклы и куклы-рукавички больше подойдут для малыша-дошколенка.

Марионетки можно применять в более старшем возрасте - они более сложны в управлении, но интересны своим символизмом. Бэби-куклы помогут ребенку в усвоении гендерной роли и обеспечат более полную проекцию мира взрослых.

Руководствоваться при выборе куклы необходимо не только целями терапии и возрастом ребенка, но и желаниями самого ребенка - ведь он интуитивно знает, какой вид подойдет ему больше всего. Выбранную куклу можно купить в магазине, а можно и сделать самим вместе с ребенком.

Процесс изготовления такой куклы сам по себе терапевтичен. К тому же, с куклой, сделанной собственными руками, установится более тесный психоэмоциональный контакт.

С уже готовой куклой можно играть. Но играть мы будем не просто так, а целенаправленно, моделируя определенные ситуации. Например, можно устроить «знакомство» куклы с членами семьи. Пусть она «расскажет» о себе - таким образом, ребенок сможет выразить совершенно неожиданные эмоции и мысли.

Также будет полезно смоделировать ситуации «дня рождения» куклы (какой подарок подарил бы ей ребенок?), «болезни» куклы.

Такая кукла может стать своеобразным посредником, облегчающим взаимодействие ребенка с окружающими, и позволяющим выразить глубокие, не всегда осознаваемые состояния, желания, скрытые мотивы поступков.

Конечно, мы рассмотрели далеко не все направления, предлагаемые современной арт-терапией.

Однако изотерапия, песочная и кукольная терапия являются наиболее распространенными и вполне удобными для применения некоторых их аспектов в домашних условиях. Ребенку, без сомнения, пойдут на пользу такие домашние терапевтические игры!

Главное - дать ему возможность проявить себя. Вы удивитесь, увидев, насколько интересен и многообразен внутренний мир вашего ребенка!

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Песочная терапия (Sandplay, или Игры с песком) - одна из самых интересных и перспективных методик психотерапии.

Основана она на юнгианском психоаналитическом подходе. Он подразумевает, что психика человека обладает собственным внутренним «иммунитетом» и имеет в себе все необходимые ресурсы к самовосстановлению после психологических травм.

В чем же заключается этот удивительный метод? Клиенту (и, кстати, совершенно необязательно ребенку - песочная терапия успешно применяется и со взрослыми) предлагается создать композицию в специальном ящике с использованием материала, которым является как сам песок, так и огромное количество (на выбор) миниатюрных фигурок.

Эти фигурки должны быть предоставлены в разнообразии, включающем разные группы объектов: люди, животные, растения, вещи и предметы быта, символические предметы и т.д. Из всего этого ребенок создает свою собственную картину мира на текущий момент.

Чаще всего в детском возрасте игры в такой «песочнице» являются динамическими: ребенок не просто создает временной разрез своей картины мира (это чаще происходит со взрослыми), но и разыгрывает отдельные ситуации между объектами, участвующими в композиции.

На эти маленькие инсценировки стоит обратить особенное внимание: именно таким образом ребенок «рассказывает», как он на самом деле воспринимает ту или иную ситуацию (конфликты родителей, обстановку в детском саду или школе).

Специалисты особенно рекомендуют данное направление арт-терапии для работы с определенными проблемами:

- задержка психического развития;

- конфликтность во взаимоотношениях с окружающими, агрессивность;

- детские страхи, в том числе панические атаки;

- трудности в выражении эмоций, замкнутость.

Самое привлекательное в данном направлении арт-терапии - отсутствие обязательной интерпретации происходящего. Конечно, такую интерпретацию вам даст квалифицированный арт-терапевт. Но «песочница» психологически целительна сама по себе!

Ведь не зря человек уже на протяжении многих сотен лет так тянется к песку, а дети даже обычные дворовые песочницы выбирают любимым местом для игр.

Именно песок легко становится для ребенка средством выражения невербальной экспрессии: принимая практически любую форму (особенно если задействовать воду), он является своеобразной плоскостью для воплощения фантазий ребенка.

К этому прибавляется и исключительный психотерапевтический эффект самого прикосновения к песку. Психологи считают, что помимо преодоления трудностей, такие «игры с песком» развивают мелкую моторику руки, творческий потенциал ребенка, пространственное восприятие и образно-логическое мышление.

Также подчеркивается и более глубокое влияние песочной терапии: гармонизация внутреннего мира ребенка, усвоение моральных норм и принципов добра и зла.

Если у ребенка действительно имеются проблемы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта, имеет смысл обратиться за консультацией к профессионалу, занимающемуся песочной терапией.

Однако можно заниматься такими «играми с песком» и дома, для общего развития ребенка и профилактики коммуникативных нарушений. Для этого нужно соорудить дома маленькую «песочницу».

Она представляет собой ящик (стандартная пропорция основания 70/60 см с высотой стенки не более 15 см) голубого цвета (традиционный цвет для работы с подсознанием; может являться символом воды или воздуха).

Песочницу необходимо заполнить чистым мелким песком наполовину. Если вы собственноручно собираете песок на пляже, стоит его предварительно просеять и прокалить в духовке!

Также для работы потребуется собрать коллекцию разнообразных фигурок (процесс формирования этой коллекции нередко становится увлекательным занятием для самих родителей). Ее удобнее разбить по группам соответственно символике (животные, растения, человеческие фигурки, природные материалы, сказочные персонажи, здания и так далее).

Стоит отдельно отложить объекты, символизирующие страхи, негативные и положительные эмоции. Коллекция со временем может пополняться.

Когда психотерапевтическое пространство будет сформировано, можно предложить ребенку игру. Ни в коем случае нельзя ее навязывать! Когда возникнет желание, он сам приступит к действиям. За игрой можно наблюдать, задавать вопросы («Почему лисичка зарывается в песок?», «Что чувствует олененок?»), стимулировать активность ребенка.

Не настаивайте на своих интерпретациях, а лучше вообще не озвучивайте их! Уверяю вас, что очень быстро вы войдете во вкус такой роли осторожного наблюдателя и научитесь гораздо лучше понимать своего ребенка.

Кстати, если будет свободная минутка - можно и самой позаниматься в такой песочнице. Это снимет эмоциональное напряжение и позволит лучше понять собственные мотивы и скрытые желания.

Рекомендуемый возраст терапии - от трех лет. Песочницу без использования фигурок (простые манипуляции с песком) можно вводить и раньше, начиная с 6-8 месяцев.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Детство - это ключевой период становления личности человека. При этом психика ребенка на данном этапе удивительно восприимчива к внешним воздействиям. Именно поэтому разработано множество самых разнообразных методик и психологических техник, применяемых в воспитании детей. И одной из ведущих среди них является арт-терапия.

Арт-терапия (дословно - «исцеление искусством») обладает множеством очевидных преимуществ. Арт-терапевтическое воздействие происходит естественно и мягко, а подчас и незаметно для самого ребенка. К тому же, творчество само по себе автоматически запускает механизмы психики, отвечающие за «исцеление» внутреннего мира человека.

Попробуем разобраться, какие арт-терапевтические методики можно и нужно применять дома, и как именно это можно сделать.

Воспитание творчеством: рисуночные техники

Рисуночные техники (изотерапия) являются традиционным направлением арт-терапии. Они наиболее часто используются для диагностики нарушений развития или эмоциональной нестабильности детей, а также являются простым, доступным и действенным терапевтическим средством для их преодоления.

Рисование часто является одной из самых первых попыток творческого самовыражения детей.

Ребенок обычно с удовольствием занимается им, радуя родителей своими «шедеврами». Именно поэтому процесс рисования можно и нужно направлять в правильное русло, превращая его в инструмент самопознания малыша. Ведь выплеснутое на бумагу является отражением бессознательного.

Изотерапия включает в себя огромное разнообразие рисуночных техник. Это хаотический рисунок (каракули, пятна), диагностический («дорисуй картинку»), сюжетный (например, техника «моя семья»), тематический («кем я хочу стать»), произвольный («мое настроение в данный момент»), и многие другие.

Каждое из направлений имеет свои особенности, рекомендованные способы проведения и используемые материалы.

Лучше, конечно, заниматься изотерапией с профессиональным психологом индивидуально или в группе. Но не стоит упускать возможности выполнить некоторые простые практики дома. Для этого вам потребуется организовать место для творчества.

Это может быть и обычное «рабочее место» ребенка, главное - создать и поддерживать в нем атмосферу комфорта, безопасности и определенной свободы. Ребенок не должен беспокоиться о том, что может что-то запачкать или испортить.

Также стоит позаботиться о разнообразии средств художественного самовыражения: у ребенка в свободном доступе должны быть разноцветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, запас бумаги. В целом, этого вполне достаточно, чтобы заниматься арт-терапией на дому.

Вот несколько примеров самых простых, но действенных приемов и методик, которые можно применить дома:

Цвета и эмоции

Составьте список основных эмоций, которые может испытывать человек. Традиционно сюда включают 12 эмоций: 6 положительных и 6 отрицательных (например, радость, влюбленность, комфорт; страх, тревога, боль).

Предложите ребенку нарисовать кружочек определенного цвета для каждой эмоции.

Убедитесь, что ребенок правильно понимает значение всех слов! После этого нарисованной гаммой чувств можно пользоваться для понимания индивидуального цветоэмоционального восприятия в последующих рисунках.

Хаотичные рисунки

Позвольте ребенку свободно «почиркать» на листе. Таким образом он снимет поверхностные эмоции, напряжение, накопившееся за день.

С помощью «гаммы чувств» вы сможете понять, в каком на самом деле настроении ваш ребенок, волнует ли его что-то.

Схема тела

Отличная техника для осознания собственного тела и выявления жалоб детей, дающая возможность через психику повлиять на их здоровье и самочувствие. Предложите ребенку нарисовать самого себя (именно тело) разными цветами.

После этого вместе с ним проанализируйте (можно задействовать «гамму чувств»), что его беспокоит, какие части он выделил и почему. Техника обязательно заканчивается позитивным рисунком «Каким мне хочется быть».

Эффект от таких рисунков обычно наступает очень быстро: техника снимает легкие недомогания, а также более глубинно воздействует через подсознание на здоровье ребенка.

В целом, изотерапия особенно успешна с дошкольниками и младшими школьниками, но хаотические рисунки можно начать практиковать и раньше.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности не традиционной техникой совместно с родителями в средней группе. «Вот моя рука – в ней моя семья»

Конспект занятия по изобразительной деятельности не традиционной техникой совместно с родителями в средней группе.«Вот моя рука – в ней моя семья»...

Мастер - класс по нетрадиционной технике вышивания с родителями

Ознакомить родителей  с техникой выполнения вышивки «изонить». Побудить родителей к творчеству. Закрепить умение в создании образов нитью. ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности не традиционной техникой совместно с родителями в средней группе. «Вот моя рука – в ней моя семья»

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр развития ребенка – детский сад № 49 (филиал)Колпинского района Санкт-Петербурга        Конс...

Способы нетрадиционной техники рисования для родителей

                                                      ...

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми младшего дошкольного в...

Доклад для педагогов-психологов на ГМО ""Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник арттерапии""

Арттерапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на исп...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей младшего дошкольного возраста»

                              Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родите...