Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)
Цели:
- ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
- ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
- Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
- Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
- Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект родительского собрания | 35.48 КБ |
презентация | 555.88 КБ |
сказка | 991.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)
Цели:
- ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
- ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
- Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
- Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
- Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Ход мастер-класса
(Слайд 2)«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях. Но об этом немного позже… А сначала мне хотелось бы предоставить слово педагогу-логопеду Ржевской Анне Сергеевне.
Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители. Так как наше собрание связано с развитием речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. И о них вам расскажет Елена Владимировна.
………
Воспитатель. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является… (Слай д 3)
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Слайд 4) (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)
(Слайд 5) Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
(Слайд 6) Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта; схематизация;
- достраивание материала; структурирование материала.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.
Но детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними необходимо работать через мнемодорожки. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки. (Слайд 7)
В работе с мнемодорожками устанавливают следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например: (Слайд 8,9,10) разучивание стихотворений или (Слайд 11)песни «Песенка шмеля», а также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок (Слай 12), данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). И еще несколько мнемотаблиц. Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок. А, именно…
Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.
В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них (Слайд 13) Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение и даже сказки.
На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке «Колобок» (просмотр презентации по сказке «Колобок»).
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
(Слайд 14) Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Итак, (Слайд 15) использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Как вы думаете, приём мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Я предлагаю Вам разделиться на 3 группы, и выполнить следующие задания (Слайд 16)
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
«Кораблик», А.Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.
Песня «В лесу родилась елочка…»
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
(Слайд 17) Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. - Х. : Фолио, 1997.
Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. - СПб. : Детство пресс, 2001. - Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.
- 3емцова О. Н. Тесты для детей 2-3 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.
- Земцова О. Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.
- Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л, Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. М. : Рипол классик, 2004.
Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004. - Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру - К совершенству». - М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия раз-вития, 1996.
- Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.
- Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. - М. : Мой мир, 2007.
Памятка для родителей
Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.
Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.
Критерий оценок (зрительная память) :
высокий уровень - 7 - 10 картинок;
средний уровень - 4 - 7 картинок;
низкий уровень - 0 - 4 картинок.
Критерий оценок (слуховая память) :
высокий уровень - 6 - l0 слов;
средний уровень - 3 - 6 слов;
низкий уровень - 0 - 3 слов.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению
«Кораблик», А.Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.
Песня «В лесу родилась елочка…»
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника ЗАПОМНИЛ СОХРАНИЛ ВОСПРОИЗВЕЛ
Известная нам мнемотехника: Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Падежи русского языка « И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку» - для запоминания падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Геометрия Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.
Цель работы с мнемотехниками : развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная , ассоциативная , фотографическая) Задачи работы с мнемотехниками : научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники. Цели и задачи работы с мнемотехниками
Приемы мнемотехники: - группировка; - классификация; - ассоциации; - поиск опорного пункта; схематизация; - достраивание материала; структурирование материала.
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Стихотворение «Осенние деревья» Заучивание стихотворений
Хитрый ежик Хитрый ежик- чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застежек. На иглу нацепит ежик Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. П. Воронько
Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине, зонтик желтый - тополям, фрукты осень дарит нам. Стихотворение «Осенние подарки»
Заучивание песенки Я большой мохнатый шмель, Разбудил меня апрель. Звонкими ручьями, Жаркими лучами. Я летаю, я жужжу, Над поляною кружу. Яркий выберу цветок Буду пить душистый сок. Песенка шмеля
Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем . ( велосипед ) Заучивание загадки
Использование компьютерных технологий Компьютерная программа Microsoft PowerPoint Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке «Колобок»
1 . Восстановить последовательность картинок по памяти; 2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме; 3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других; 4. Найти лишнюю картинку; 5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста; 6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы ); 7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку. Варианты игр с мнемотаблицами :
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; • развивает творческое познание детей. Использование методов мнемотехники:
Работа в группах: Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению. Вторая группа - составление мнемотаблицы по песне.
ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков . Мнемотехника помогает развивать:
Желаю Вам творческих успехов ! Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».
Родительское собрание.«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».Уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Развитие мат...
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»
Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе «Фантазёры»...
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...
Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".
Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...
Родительское собрание "Развитие речи и памяти детей дошкольникого возраста средствами мнемотехники"
Мнемотехника - зто система методов и приемов, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Мастер-класс для педагогов по теме: " Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста"
Мастер-класс по развитию речи " Мнемотехника"...
Консультация для родителей. Тема: "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста методом мнемотехники"
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите два...