Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

 

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)

Цели:

  • ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
  • ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
  3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
  4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в  домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект родительского собрания35.48 КБ
Файл презентация555.88 КБ
Office presentation icon сказка991.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)

Цели:

  • ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
  • ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
  3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
  4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в  домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.

Ход мастер-класса  

       (Слайд 2)«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучится,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях. Но об этом немного позже… А сначала мне хотелось бы предоставить слово педагогу-логопеду Ржевской Анне Сергеевне.

   Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители. Так как наше собрание связано с развитием  речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

    Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

    Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

    А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.    

    Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. И о них вам расскажет Елена Владимировна.

    ………

Воспитатель. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти.  Одним из них является… (Слай        д 3)

    Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Слайд 4) (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)  

(Слайд 5) Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

(Слайд 6) Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

- группировка;

- классификация;

- ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

- достраивание материала; структурирование материала.

 Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…   Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.

Но детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними необходимо работать через мнемодорожки. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки. (Слайд 7)

В работе с мнемодорожками устанавливают следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например: (Слайд 8,9,10) разучивание стихотворений или (Слайд 11)песни «Песенка шмеля», а также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок (Слай 12), данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). И  еще несколько мнемотаблиц. Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок. А, именно…

Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.

В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и  компьютерные программы. Одна из них (Слайд 13) Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в  таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение и даже сказки.

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке «Колобок»  (просмотр презентации по сказке «Колобок»).

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки.

    Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?    

(Слайд 14) Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Итак, (Слайд 15) использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Как вы думаете, приём мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!

 Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Я предлагаю Вам  разделиться на 3 группы, и выполнить следующие задания (Слайд 16)

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

«Кораблик»,  А.Барто

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.

Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

 (Слайд 17) Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.

    Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. - Х. : Фолио, 1997.
    Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. - СПб. : Детство пресс, 2001.
  2. Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.
  3. 3емцова О. Н. Тесты для детей 2-3 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.
  4. Земцова О. Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.
  5. Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л, Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. М. : Рипол классик, 2004.
    Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004.
  6. Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру - К совершенству». - М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия раз-вития, 1996.
  7. Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.
  8. Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. - М. : Мой мир, 2007.

Памятка для родителей

Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.

Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.


Критерий оценок (зрительная память) :

высокий уровень - 7 - 10 картинок;


средний уровень - 4 - 7 картинок;


низкий уровень - 0 - 4 картинок.


Критерий оценок (слуховая память) :


высокий уровень - 6 - l0 слов;


средний уровень - 3 - 6 слов;


низкий уровень - 0 - 3 слов.


Этапы работы с мнемотаблицами:

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.


2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.


3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.


4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению

«Кораблик»,  А.Барто

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.

Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Презентацию подготовила: воспитатель средней группы 1 Гочияева Е.В.

Слайд 2

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника ЗАПОМНИЛ СОХРАНИЛ ВОСПРОИЗВЕЛ

Слайд 4

Известная нам мнемотехника: Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Падежи русского языка « И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку» - для запоминания падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Геометрия Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Слайд 5

Цель работы с мнемотехниками : развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная , ассоциативная , фотографическая) Задачи работы с мнемотехниками : научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники. Цели и задачи работы с мнемотехниками

Слайд 6

Приемы мнемотехники: - группировка; - классификация; - ассоциации; - поиск опорного пункта; схематизация; - достраивание материала; структурирование материала.

Слайд 7

Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 8

Стихотворение «Осенние деревья» Заучивание стихотворений

Слайд 9

Хитрый ежик Хитрый ежик- чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застежек. На иглу нацепит ежик Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. П. Воронько

Слайд 10

Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине, зонтик желтый - тополям, фрукты осень дарит нам. Стихотворение «Осенние подарки»

Слайд 11

Заучивание песенки Я большой мохнатый шмель, Разбудил меня апрель. Звонкими ручьями, Жаркими лучами. Я летаю, я жужжу, Над поляною кружу. Яркий выберу цветок Буду пить душистый сок. Песенка шмеля

Слайд 12

Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем . ( велосипед ) Заучивание загадки

Слайд 13

Использование компьютерных технологий Компьютерная программа Microsoft PowerPoint Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке «Колобок»

Слайд 14

1 . Восстановить последовательность картинок по памяти; 2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме; 3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других; 4. Найти лишнюю картинку; 5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста; 6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы ); 7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку. Варианты игр с мнемотаблицами :

Слайд 15

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; • развивает творческое познание детей. Использование методов мнемотехники:

Слайд 16

Работа в группах: Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению. Вторая группа - составление мнемотаблицы по песне.

Слайд 17

ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков . Мнемотехника помогает развивать:

Слайд 18

Желаю Вам творческих успехов ! Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: