Обобщение педагогического опыта. Подготовка руки дошкольника к письму.
статья на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Информация для родителей по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта.  Подготовка руки дошкольника к письму.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути

ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в

школу.

Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому дошкольнику,

когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической

системы, а само дошкольное образовательной учреждение, как и школа,

может рассматриваться как социально педагогическая система. А ведь

известно, что к концу дошкольного периода у ребенка стихийно

складываются свои, глубоко индивидуальные представления о школе. У него

появляется множество проблем, вопросов, которые он задает окружающим,

но очень часто не получает адекватного ответа.

Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы

«готовности к обучению в школе», т.е. подготовка ребенка к школе в

дошкольном учреждении.

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физическую

готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или

личностную готовность к обучению в школе. Все дети развиваются по -

разному: один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба

для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в

восемь лет. Как показывает практика те или иные трудности в процессе

школьного обучения возникают у всех первоклассников.

С первых же дней дошкольник принимает определенную позу, держит

определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура

должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной

готовности к школьному обучению. Обычно ребенок , имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно развиты память и внимание , связная речь. Письмо - это сложный

навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а

также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,

зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению

негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Готовить к школе, значит создавать наилучшие возможности у каждого

ребенка для усвоения в школе программы, для выработки нужных навыков

письма, поэтому подготовка руки к овладению письмом достигается в

детском саду упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании,

наклеивании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных

движений рук и пальцев, но и четкого согласования движений руки и глаза.

Желание ребенка учиться является результатом всей образовательно-

воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении, а

сформированность этого желания говорит о готовности ребенка к школе и

является одним из важнейших условий успешности его учения.

Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших

задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в

единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет

обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста: Таким

образом, очевидно, что актуальность проблемы неоспорима, что сама жизнь

предъявляет к нам требования поиска новых подходов к организации работы

по подготовке руки дошкольника к письму, которая начинается задолго до

начала систематического школьного обучения. Следовательно, уже на

первом году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую

мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев

рук. В старшем возрасте формирование функциональной готовности к

графической деятельности письма должна стать важной частью подготовки к

школе.

Существуют различные графические упражнения, способствующие

развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного

восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в

дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом:

это дорожки, штриховка, соедини по точкам, графический диктант

Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от

бумаги. Постарайся не выезжать за края дорожки. Сначала,

предложите ребенку простые «дорожки» (широкие, прямые), затем,

занятие можно усложнить («дорожки» узкие, извилистые). «Дорожки»

могут быть горизонтальными и вертикальными.

Заштрихуй фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальная,

вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми,

полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать

трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Например:

«Одна клеточка верх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна

клеточка направо» и т.д. Узоры могут быть различными.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок

систематически занимался разнообразными видами ручной

деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание

узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для

девочек ( а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным

занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание,

макраме.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму книжки-

раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребёнок учится

держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие

тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и

координированными. Рекомендуется пользоваться цветными

карандашами, а не фламастерами.

Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки

на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры. Так

как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что

является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию

прописных букв.

Существует интересный способ развития пальцев руки

отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев

отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного

овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному

возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании

пуговиц, завязывание шнурков на обуви, узелков на платке и др.

Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировки

стола, уборки помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки

имеют не только высокую нравственную ценность, но являются

хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по

развитию мелкой моторики и координации движений рук. Работа

по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только

тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки

и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную

умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами

пластилин, глину . Катать по очереди каждым пальцем камешки,

мелкие бусинки, шарики. Сжимать и разжимать кулачки, при этом

можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка ( утром он

проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

Кистями рук делать «фонарики». Хлопать в ладоши тихо и

громко, в разном темпе. Собирал, все пальцы в щепотку

( пальчики собрались вместе – разбежались.) Нанизывать крупные

бусины, шарики, пуговицы на нитку. Наматывать тонкую

проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец

( получается колечко или спираль). Завязывать узлы на толстой

веревке, на шнуре. Застегивать пуговицы, крючки, молнии,

замочки, закручивать  крышки, заводить механические игрушки

ключиками. Закручивать шурупы, гайки. Игры с конструктором,

мозаикой, кубиками. Складывание матрешек. Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе. Игры с песком и водой, Мять руками

поролоновые шарики, губку. Шить, вязать на спицах. Рисовать,

раскрашивать, штриховать. Резать ножницами. Рисование

различными материалами ( ручкой, карандашом, мелом,

цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.), а так же

нетрадиционная техника рисования.

Кляксография с трубочкой.

Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги,

получается небольшое пятно. Затем на это пятно дуем из трубочки так,

чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

Кляксография обычная.

Пластиковой ложечкой зачерпываем краску на лист бумаги- получаются

пятна, расположенные в произвольном порядке. Затем накрываем лист

другим листом и прижимаем . Затем снимаем верхний лист, рассматриваем

полученное изображение и определяем, на что оно похоже. Недостающие

детали дорисовываем.

Монотипия предметная.

Лист бумаги складываем вдвое и на одной её половине рисуем половину

изображаемого предмета. Нарисовав часть предмета, пока мне высохла

краска, лист снова складываем пополам - для получения отпечатка.

Недостающие детали дорисовываем.

Печать по трафарету.

Печатку или поролоновый тампон прижимаем к штемпельной подушечке с

краской и с помощью трафарета наносим оттиск на бумагу. Для получения

другого цвета меняем инструменты.

Рисование под музыку.

Дети прослушивают музыкальное произведение. Затем предлагается им

нарисовать услышанную музыку и придумать название своему рисунку. На

занятиях по изодеятельности эта подготовка осуществляется благодаря

декоративному рисованию, т.к. оно тесно связано с письмом и включает

много общих моментов.

Овладение необходимыми для него техническими приемами

способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой

моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы

росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в

расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства

ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои

движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во

многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и

вертикальные линии - палочки, волнистые - элементы букв б, ч и др.). Часть

из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует

чувствительность кожи.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают

разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и

обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний

об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и

растительном (в виде растительных форм с включением изображений

животных и птиц).

Так же большую роль при подготовке руки к письму играют: пальчиковая

гимнастика, игры, упражнения, физминутки.

Цель пальчиковой гимнастики- укрепление мышц кисти, развитие движений

пальцев рук. Формирование способности управлять движением кисти по

показу, представлению, словесной команде.

Физминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для

переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности,

снятия нагрузки, связанной с сидением. А так же развивает координацию

движений рук, мелкую моторику. Физминутки надо проводить в середине

занятий.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как

в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию

речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают

реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их

деятельность. Явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя

движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» это инсценировка, каких либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих

рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,

«влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Овладение навыками письма, считаю - это длительный и трудоемкий

процесс, который не всем детям дается легко. Работа по подготовке

ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в

школу. Успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее

систематичности, а это условие может быть выполнено только при

взаимодействии детского сада и семьи.

Важно помнить, не надо спешить, не стоит заставлять малышей учиться

писать; необходимо чтобы они «созрели» для этого, делали это с

удовольствием и увлечением. Превратить процесс подготовки к письму в

занимательную игру, интересную для родителей и детей.

Литература:

1.Мальцева Н.В. «Умелые пальчики» М., 1999 год

2.Агеева С.И. «Обучение с увлечением» М.,' 1991 год

3..«Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997 год.

4..Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики

у дошкольников с нарушениями речи». Москва. 2001 год.

5.Н.В.Нижегородцева, В.Д. Шадиков. «Психолого-педагогическая

готовность ребенка к школе» М., 2001 год

6. Т.А.Фольковия, Л.П. Барыкина «Развитие речи , подготовка к

освоению письма» М., 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Педагогический проект:« Подготовка руки ребенка к письму посредством развития мелкой моторики рук»

vВоспитание интереса к освоению навыков письма.vРазвитие мелкой моторики рук путем технических навыков.vРазвитие психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слухово...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...