Приобщение детей к русскому народному творчеству
консультация (подготовительная группа) на тему

Фуфачева Анная Вдадиславовна

Консультация для педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к русскому народному творчеству

Важным средством нравственно- эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности и доступности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ним удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народное искусство можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает эмоциональную чуткость, сопереживание, создает настроение радости, подъема. Народная музыка ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение и в итоге обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.

Знакомство с яркой фантазией народа в красочных образах и его праздниках украшает и делает одухотворённой жизнь ребенка. Каждому времени посвящались свои календарно- земледельческие праздники, связанные с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники ребенок, вступая в фольклорный мир, составляет первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.

Календарные праздники- своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников необходимо красочное убранство зала, оформление в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы, по возможности максимально приближенные к подлинным образцам. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально- волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает детей к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники и развлечения являются ненавязчивой формой приобщения детей к русскому народному творчеству.

Собрание (сбор) девушек и парней в закрытом помещении в осенне-зимний период называлось «посиделками», «вечёрками» или «беседами», которые начинались после уборки урожая, проводились  по вечерам в будни и в воскресные дни в специально снятой избе или по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству.

Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Праздничная часть начиналась с появлением парней.Что же делали на праздничной части посиделок? Водили хороводы, связанные с семейной темой, играли в спокойные игры. Посиделки были не такими шумными, как гулянья в весеннее- летний период. Кроме того, на характере посиделок сказывалось и время постов. Например, в Рождественский пост отменялись все шумные увеселения.

Пословицы и поговорки, понятные детям старшего дошкольного возраста.

                                               О дружбе.

Птица сильна крылами, а человек друзьями.

Не мил свет, коли друга нет.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Верный друг лучше сотни слуг.

Старый друг лучше новых двух.

Нету друга- так ищи, а нашел- так береги.

Дружба и братство- дороже любого богатства.

                                                  О природе.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Солнце пригреет, и все поспеет.

Первый снежок не лежок.

Снег на полях- снег в закромах.

Зимою шубка не шутка.

Лето собирает, а зима подъедает.

Вода на лугу, сено в стогу.

                                                   О труде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Без трудов нет плодов.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Делу время- потехе час.

Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

Муравей невелик, а горы копает.

Список использованной литературы

1.     Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – Москва, 2008, 148с.

2.     Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред.Т.С.Комаровой.-М:Педагогическое общество России,  2000.- 256 с.

3.     Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В.Емельянова и др.; Под общей ред.Е.И.Якубовской.-СПб.: СПбАППО, 2008.-288с.

4.     Поют дети.Сост. Е.А. Краснопевцева.-М.: Сов. Россия, 1989.-80с.

5.     Бабушкины забавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений/ Л.Н. Капранова.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-157с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

«Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

 Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям ж...