Можно ли обойтись без наказаний (Консультация для родителей)
консультация (младшая группа) по теме

Фаррахова Гузель Нургисовна

 

    За что можно наказать, и как можно наказать, и чего мы хотим добиться наказанием? А подготовлен ли малыш к наказанию? А можно обойтись без наказания? Почему малыш «треплет нервы» - это не просто Каприз, вдруг это Протест? Обо всем этом вы узнаете в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhno_li_oboytis_bez_nakazaniy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

         «Можно ли обойтись без наказаний?»

    За что можно наказать, и как можно наказать, и чего мы хотим добиться наказанием? А подготовлен ли малыш к наказанию? А можно обойтись без наказания? Почему малыш «треплет нервы» - это не просто Каприз, вдруг это Протест? И ещё много вопросов должно возникнуть у родителей перед тем, как наказать.

   В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространённое явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребёнка. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются: «Конвенция о правах ребёнка», федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребёнку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребёнка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять поступки, действия, не говорить ребёнку «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Жестокий», а «Поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

   Психологи посвятили много исследований самоанализа человека, который называется по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребёнка постоянно воспитывают, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребёнок ищет подтверждения, что он хороший, что его любят, что он может справится с любыми делами. Это – естественное стремление всякого человека, составляющего отношение к себе. По мнению учёных, эмоциональный комфорт ребёнка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими. Формирующиеся отношения ребёнка к другим людям прежде всего отношением к нему самому и близких в семьях.

   

   Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребёнка, вызывать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

   Наказания нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает  возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.

   Если без наказаний обойтись нельзя, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви:

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Не редко бывает, что результат поступка оказался тяжёлым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, ребёнок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основания для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, не дают стать другим. Наказан – прощён, инцидент исчерпан, о старых поступках ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болеет, ест, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической и душевной травмы.
  • Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

   Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка затормозить реакцию  с помощью наказания удаётся только в 47 процентов случаев. Поощрение, например, когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается недостаток. Например, ребёнок стремиться взять в руки какую-нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь. И его снова наказывают.

   Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

   Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребёнка. Результаты при этом бывают хуже.

   Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их он всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру в

свои силы и ухудшает эмоциональный фон  выработки новой системы рефлексов.

   К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
  • выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

   Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребёнка можно не больше нескольких минут.

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать ребёнку, что он страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придётся долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызывать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять  запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребёнка стремление противодействовать им. Взрослые должны чётко определить, что ребёнку можно, а что нельзя, мотивировать это.

   

   Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребёнку можно напомнить, что он хотел рассказать о чём-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д., но если этот метод не помогает и ребёнок продолжает настаивать на своём, надо набираться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребёнка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

   У ребёнка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют её, то ребёнок найдёт другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребёнка.

    Научитесь и научите прощать. Прощение – огромный труд, мало сказать: «Прости»,  нежно обняв за плечи, важно, действительно, простить и отпустить обиду (необходимо всячески бороться с мыслью: «Я тебе припомню»). Неся обиду в сердце вы лишаете себя радости ощущения.

     Научитесь и научите общаться. Обращайтесь всегда, по любому поводу, обсуждайте всё, даже непонятные вопросы (многие взрослые говорят ещё «глупые вопросы» - поверьте, нет глупых вопросов). Станьте авторитетным другом для своего малыша!

   Научитесь и научите быть Ласковым. Прощение невозможно без ласки. Даже строгие папы и мамы должны уметь быть ласковыми. Никогда не скупитесь на ласку и обнимания (детей невозможно перелюбить и заласкать и тем избаловать нежностью).

   

   Чтобы наказаний было меньше, запомните – малыши – это исследователи и разрушители, поэтому подготовьте своё жилище и себя к великим раскопкам и наводнениям. Малыши обязательно будут: ломать, крушить, исследовать (спрячьте серьёзные и важные документы и кладите их повыше, подальше), рвать и стричь (покажите, что происходит с предметами при горении, позвольте обжечься и окажите первую помощь). После такой подготовки конфликтов и наказаний не будет и ли будет, но осень мало.

   Прошу, не спешите наказывать ваших маленьких ангелов! Остановитесь и подумайте. Всё ли вы сделали для того, чтобы ваш малыш  «не трепал вам нервы», доступно ли объяснили правила поведения и ограничения. Может, стоит обсудить проблемную ситуацию вместе с малышом – пусть встанет он на место родителя и сам себя накажет (да и таким нестандартным способом надо пользоваться), можно составить договор «Проступок – Наказание».

ВАЖНО – Родители должны быть едины во взглядах на воспитание, пока нет единства мнений между родителями – наказывать нельзя!

Желаю Вам побольше смеха, счастья и взаимопонимания!

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Можно ли обойтись без наказания"

Данная консультация поможет родителям правильно подойти к вопросу наказания ребенка, ведь можно обойтись и без него....

Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счасть...

Консультация для родителей " Можно ли обойтись без наказания"

 Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с вывод...

"Можно ли обойтись без наказаний?" Консультация

Консультация для родителей«Можно ли обойтись без наказаний?»Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах ипоговорках русского народа отражена необходимость физиче...