Пальчиковая гимнастика для дошкольников
консультация на тему

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения. С её помощью развивается не только мелкая моторика, но и речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому.

Детская пальчиковая гимнастика очень нравится малышам. Ею можно начинать заниматься с ребенком с самого его рождения. Плюсы такой гимнастики очевидны — стимуляция речевых и моторных зон мозга позволит ребенку быстрее сформировать речь. Но пальчиковая гимнастика для детей подходит в любом возрасте. Так, гимнастикой очень часто занимаются в детских садах, таким образом, подготавливая руку ребенка к письму ручкой.

Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели очень хорошо подойдет мягкая резиновая игрушка-пищалка. Покажите ребенку основные фигуры, которые ему потребуется повторять за Вами. Пусть ребенок также попробует их сделать. На первых этапах следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Но в дальнейшем Вы должны использовать только словесные указания.

Теперь можно приступать к самой игре. Не ожидайте, что ребенок сразу же начнет выполнять все упражнения и повторять стихи за Вами. Внимание у детей достаточно ограничено, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможна работа только одной рукой. Будьте терпеливы, и Ваше чадо также со временем начнет повторять полностью все упражнение.

Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стишков. Чтобы ребенку не надоела пальчиковая гимнастика, упражнения следует менять время от времени.

В скобках даны пояснения движений, которые надо выполнять во время декламации стишка.

                   ***                                      

 «Ежик»

Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)

На клубочек он похож (перед собой)

У ежа иголки очень очень колкие (сжимают и разжимают пальцы)

Ёжик, ёжик, чудачок (дети прячут кулачки)

Где ты прячешься, дружок? (за спину)

Покажи иголки, очень очень колкие (сжимают и разжимают пальцы)

***

Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет (имитация движения лапок утки в воде)
                 ***

Сидит белочка в тележке,
Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)
Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

                  ***

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.

                  ***

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки, 
Чтобы погулять на ветке (пальцами пробегают по голове)

                   ***

Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)
Червячки пошли гулять (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)
Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
Глядь — (развести руками)
А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

                    ***

Пальчик мой, пальчик мой,

Поиграй, дружок, со мной.

Не ленись, не зевай.

Поскорее отвечай: "Кто ты?'" (Мишка, лев, зайчик) 

(отвечает другой ребёнок)

Музыкальный проигрыш.

Во время пения дети сгибают и разгибают этот пальчик.

Дети выполняют движение руками "фонарики". Игра повторяется

             ***

Дом

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

 Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

 Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".

Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

***

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

 Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

 В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

                ***

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

 У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

 (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

 И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -

Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки

                  ***

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

 Две ладошки, друзья,

 Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

 Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

 А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

                    ***

Мышка

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

 На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

                   ***

 Апельсин

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

 Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)

 Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)

 Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)

 Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

 Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)

 В домик прячемся - сюда!      

                             ***

  Шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

 Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

 Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!      

 Летела сова

(Машем руками)

Летела сова,

 Весёлая голова.

Летела-летела,

(Кладём руки на голову) На головку села.

Села, посидела,

Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела.    

                        ***  

 Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

 Поросенок Пятачок

 Отлежал себе бочок! (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)

Встал на ножки, Потянулся!

(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)

 А потом присел, Нагнулся!

 (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)

И немножко поскакал,

И на месте пошагал. (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)

А потом опять прилёг,

 Но уже на левый бок!  

                           ***    

 Белка

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

 Продаёт она орешки:

 (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

 Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…  

               ***      

  Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

 Рядом с мамой - брат старшой.

 Вслед за ним сестренка

 Милая девчонка.

 И самый маленький крепыш

Это славный наш малыш.  

                    ***

     Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)

 Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

 Птичек крошками кормили,

 (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

 Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

 Съели суп и спать легли.        

                             ***

 Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

 А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

 Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

 А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.       

***

 Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

 Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой)

 Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох)

 Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Посредь долинушки, (подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

 Листья зелёные, (Подъём рук, вдох)

 Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные Венки вьют, плетут…      

                        ***

  Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

 (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

 И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

 Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

 Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

 Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"    

                 ***

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

 У неё была корзинка,

 (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

 А корзинка на пол - бух!

 (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

 Полетело десять (девять, восемь) мух!      

                            ***

  Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

 Домик маленький на ёлке,

 Дом для пчёл, а где же пчёлки?

 (Заглядываем в "улей".)

 Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

 Где же, Где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

 Стали вдруг вылетать:

 (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз, два, три, четыре, пять!      

                 ***

     На постой.Русская игра.

 Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.

 (Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)

Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)

Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)

 Дети: Спросим у мамы.

 Мама! (Постукивают мизинцы.)

 Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)

 Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)

Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)

Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)

 Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!

 (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)

Солдаты: Войдем!

(Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)       

                        ***

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

 (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)

 Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!  

***

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)

Мыли мылом ручки.

 Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

 Ладушки ладошки!

Строили ладошки

 Домик для матрешки.

 Вот какие ладушки,

 Ладушки ладошки!

 Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 Прилегли ладошки

 Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Для развития речи дошкольников необходимо развивать моторику пальцев рук. В помощь воспитателям и родителям предлагаю ознакомиться с упражнениями....

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Уважаемые родители! Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка....

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Подборка пальчиковой гимнастики для дошкольников,которую можно использовать в НОД.Помогает развивать мелкую моторику рук....

Оздоравливающие упражнения и пальчиковая гимнастика для дошкольников

Оздоравливающие упражнения для дошкольников. Пальчиковая гимнастика....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников»

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга” Иван Петрович Павлов.       В течение дошкольного детства ребён...

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Пальчиковая гимнастика – это игра – обучай-ка для развития мелкой моторики....