Оздоравливающие упражнения и пальчиковая гимнастика для дошкольников
консультация (младшая группа) по теме

Жирова Екатерина Николаевна

Оздоравливающие упражнения для дошкольников. Пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_glaz_palchikovaya_gimnastika.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для глаз

Вращение глазами. (Упражнение выполняется стоя или сидя.) Посмотри одними глазами вверх и задержи взгляд на одну секунду. Теперь смотри вправо. (Воспитатель меняет направление глаз с помощью игрушки.) Затем вниз (1 с), а потом влево (1 с).

Жмурки. И. п. то же. Закрой глаза. Посильнее зажмурь их. Теперь открой глаза пошире. (5-8раз.)

М о р г а н и е. И. п. то же. Моргай глазами несколько секунд.

Темнота. И. п. то же. Ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой, дай своим глазам отдохнуть от света.

Массаж век. И. п. то же. Глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.

Дыхательная гимнастика

1.   Часики. Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». (6раз.)

2. Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». (11 раз.)

3.  Петушок. Стать прямо, ноги расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны - вдохнуть, а затем со словом «ку-ка-ре-ку» выдохнуть. (4 раза.)

4.   Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». (20 секунд.)

5. Г у с и. Медленно ходить по комнате. На вдох - поднимать руки в стороны, а на выдох - опускать вниз с произношением длительного звука «гу-у-у-у-у» (1 метр.)

6.   Веселый мячик. Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х». Выдох, догнать мяч. (4-5 раз.)

Закаливающее носовое дыхание

1.  Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

2.  Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу. (При этом включается ротовое дыхание.)

3.  Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

4.  Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.

Миогимнастика

1. Лошадки. Цоканье языком в течение 30 секунд.

2. Заводим машину. Длительное произнесение звука: «д-д-д-д» в течение 30 секунд.

3. Поцелуй. Вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть.

4. Погладим зубки. Кончиком языка упереться в нёбо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов вправо - влево.

5. Шарик лопнул. Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.

Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубо-челюстные деформации.

Упражнения для предупреждения плоскостопия

1. Ходьба на носках. Походи на носках несколько минут по комнате.

2.  Ходьба   по   палке. Ходи по палке, как канатоходец (палка небольшого диаметра и длиною 50 см.)

3.  Мячик. Сними носки и перекатывай стопой теннисный мячик. Делай это по очереди то левой, то правой ногой в течение 2-3 минут.

4. Дорожка. Ходьба босиком по специальной дорожке

Общеразвивающие упражнения для ног

1.  Лошадки. И. п. - стать, ступни параллельны, руки на поясе. Поочередно поднимать правую ногу и левую, согнуть в коленках, опускать их.

2.  И. и. то же. Хлопнуть в ладоши перед собой, хлопнуть в ладоши внизу. Встать, выпрямиться.

3.  Велосипед. Лежа на спине, подтяни согнутые в коленях ноги к животу. Попеременно выпрямляй и сгибай ноги, как будто ты едешь на велосипеде и крутишь педали. (2 минуты.)

4. Да и нет. Сидя на полу с выпрямленной спиной, делай движения стопами - сгибание и разгибание («да»), отведение в стороны («нет»), круговые движения. (По 10раз.)

5. Клещи. Лежа на спине, согни ноги в коленях. Разводи и своди колени в течение 2 минут.

Упражнение на развитие равновесия

1.  Канатоходец. Положи на пол верёвку. Пройди по ней разведя руки в стороны, как канатоходец. Следи за осанкой. (3-5 раз.)

2.   По мостику. Положи на пол две верёвочки на расстоянии 15-20 см друг от друга. Пройди между ними. Спина прямая, руки развести в стороны (можно попробовать сделать с закрытыми глазами).

3.   Кошка. И. п. - стоя на четвереньках. Подними вверх правую руку и посмотри на неё. Сделай то же самое левой рукой. (3 раза.)

4.  Стрелка. И. п. - стоя, спина прямая, руки, согнутые в локтях, над головой, ладони касаются друг друга. Встань на носки и очень медленно приседай. Вернись в и. п. (3-5 раз.)

Упражнения для сильных рук

1.  Ура. И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулак и прижаты к плечам. По очереди разгибай руки -то левую, то правую, поднимая кулаки вверх. (3-5 раз каждой рукой).

2.  Ножницы. И. п. - стоя, прямые руки вытянуты перед грудью. Скрещивай руки, отводя в стороны и сближая друг с другом.

3.  Круговые движения. И. п., как для упражнения «Ура». Описывай круги согнутыми руками (вперед, а затем назад). Повтори упражнение, сделав 3-5 движений вперед и столько же назад.

4. Б о к с. И. п. - стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки. Поочередно разгибай руки, выпрямляя их вперед, будто ты боксер на ринге (5 раз каждой рукой).

Упражнения для ловких пальцев

1. Кулачки. Сжимай пальцы обеих рук в кулак и разжимай их. (5-10 раз).

2.  Счет. Сгибай пальцы по очереди, как будто считаешь, а затем так же по очереди разгибай их. (5-8 раз).

3.  Массаж. Обхватывай по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживай в направлении к его кончику. Поменяй руки.

4. Умывание. Делай такие движения, как будто ты моешь руки.

5. Встряхивание. Встряхни кистями рук.

6.  Пальчики здороваются. Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой руки, двух одновременно).

7.  Стой. Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

8. Разминка. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливащую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев - с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координирование и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика

1. Флажок. Четыре пальца соединить вместе, болынон опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. Очки. Соединить в кольцо большой и указательным пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

5. Коза. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1)  Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи.

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2)  Водичка, водичка, Умой мое личико...

(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3)  Полетели птички, Птички-невелички.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.) Сели птички. Посидели. Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

4)  Массаж: пальцев.

Мышка мыла мышам лапку -Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой, Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку -

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно -

Самый грязный был, нааерно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла...

5)  Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

6)  ЗАЙКА И БАРАБАН Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)

7)  КОЛЬЦО

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.

6.  «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

7.  «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

8.  «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

9.  «Волчок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

10.  «Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

11.  Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так –

Так головки убирали.

Ладушки

Цель. Развитие мелких движений кисти, чувства ритма.

Ход. Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, над головой, за спиной) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

Игра с пальчиками

Цель. Развитие подвижности пальцев рук.

Ход. Ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках.

Ребенок подражает ему, а в дальнейшем самостоятельно выполняет упражнение.

—  Мой Мизинчик, где ты был?

—  С Безымянным щи варил,

 А со Средним кашу ел.

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Один-два-три-четыре-пять!

М. Кольцова

Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту. Можно спеть и такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка:

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке-Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Русская потешка Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики: «Ура! В детский сад идти пора!»

М. Кольцова

Оладушки

Цель. Развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

Ход. Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

Пальчик о пальчик — тук да тук (2 раза).

 Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)\

Ножками топай, топай (2 раза)\

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!

Пальчик о пальчик — тук да тук (2 раза).

Пальчики в лесу

Цель. Освоение названий пальцев.

Ход. Взрослый держит левую руку ребенка ладонью к себе.

Один, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел.

Ну а этот лишь глядел!

Русская потешка

1.   Ладони на столе. На счет «раз, два» — пальцы врозь — вместе.

2.   Пальчики здороваются. На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук — большой с большим, указательный с указательным и т. д.

3.   Ладошки—кулачок—ребро. На счет «раз, два, три».

4.   Человечек. Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

5.   Дети бегут наперегонки. Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

6.   Потешка:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

7.   Коза.   Вытянуть   указательный   палец   и   мизинец   правой руки, затем левой руки.

8.   Козлята. То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

9.   Очки. Образовать 2 круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

10.   Деревья. Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

11.   Потешка:

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого пальца.

12.   Потешка:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.

13.   Этот пальчик. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

— Тише, пальчик, не шуми!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики

В данном пособии предлагаются практические упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)....

Упражнения для пальчиковой гимнастики

laquo;Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движ...

Упражнения для пальчиковой гимнастики

laquo;Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движ...

Упражнения для пальчиковой гимнастики

Упражнения для пальчиковой гимнастики...

Упражнения для пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика с кинезиологичискими упражнениями....

Упражнения для пальчиковой гимнастики в стихах

Упражнения для пальчиковой гимнастики в стихах....