СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
статья (средняя группа) по теме

Слепкова Светлана Петровна

 Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слепкова Светлана Петровна воспитатель ГБДОУ № 279

Московского района  Санкт - Петербурга

СТАТЬЯ на тему  «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста».

      Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

С детьми среднего дошкольного возраста развивали  мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр,  учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

- создали картотеку пальчиковых игр;

- привлекали родителей  к проведению пальчиковых  игр  в домашней обстановке;

В результате предложенных упражнений развивается мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.

 Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

 Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Доклад на тему :"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация.Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончика...

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития мелкой моторики у детей 3 - 4 лет посредствам пальчиковых игр....

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...