Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал по аппликации, лепке
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Как писал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики кисти и пальцев рук у детей. Появление ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью подготовки ребенка к овладению связной речью и навыком письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, основанных на игре и творчестве: пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, пазлы, шнуровки. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Эффективным средством, на мой взгляд, являются нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на формировании эстетических чувств, навыков и умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционной аппликацией способствуют развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят возникает интерес к познанию нового, исследованию, эксперименту.
Именно поэтому, в работе кружка по развитию мелкой моторики «Волшебные ладошки» половина занятий посвящена аппликации с использованием нетрадиционных материалов. Для детей среднего дошкольного возраста считаю целесообразным использование следующих нетрадиционных техник аппликации:
• Аппликация из крупы
Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки: грибы, фрукты, птички, звездное небо. Для этого манку, рис, пшено, макаронные изделия раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
• Аппликация с использованием природного материала
Используем семена тыквы, подсолнечника, арбуза, засушенные листья. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
• Обрывная аппликация
Разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Например, осеннее дерево, цыпленок, кораблик, коллективная работа «Подводный мир».
• Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать мягкую рельефную картинку. Выбирая темы для аппликаций, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Обычно это работы зимней тематики или пушистые животные.
Например, детям обязательно понравится делать аппликации снеговика, гусеницы, зайчика, пушистого котика. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка.
• Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку. Из них можно делать цветы, флажки, овечку, собачку. Образ получается объемным и пушистым.
• Аппликация из ниток
Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.
• Складывание гармошкой
При складывании листа бумаги гармошкой и перегибании его пополам получается веер. А дальше фантазия – это может быть зонтик, грибок, ежик, хвост рыбы или птицы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Аппликация с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации я начала с младшей группы. Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными. Их работы по аппликации стали аккуратнее. Все задания, которые давались детям в младшей группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее. Заметна положительная динамика развития мелкой моторики у детей.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем, надеюсь, поможет детям легко овладеть навыком письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-600533-1425501671.jpg)
Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-390192-1392286046.jpg)
СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1007853-1519746316.jpg)
Нетрадиционные техники рисования, как средства развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей и усл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1007853-1519746316.jpg)
Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
ull;Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-950246-1519128630.jpg)
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Эта статья расскажет о пользе и необходимости использования в своей работе нетрадиционных техник аппликации, как средство развития мелкой моторики рук. а так же поможет познакомиться с различными вида...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1495960-1700655849.jpg)
Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации
Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1495960-1700655849.jpg)
Конспект Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации. Тема: «Грибок»
Цель: знакомство детей с нетрадиционной аппликацией.Задачи:Образовательные:учить детей выполнять аппликацию из разных материаловнаучить детей качественно заполнять клеем формы, для последующего прикле...