Сообщение на родительское собрание на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей»
консультация на тему

Параничева Ольга Николаевна

Сообщение на родительское собрание на тему

«Устное народное творчество в развитии речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_razvitii_rechi_detey.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»»

Сообщение на родительское собрание на тему

«Устное народное творчество в развитии речи детей»

Воспитатель Параничева О.Н.

г. Советский, 2013 год


Современные дети, как показала практика, чаще всего проводят свое время в лучшем случае за телевизором, в худшем за компьютерными играми, и все реже за чтением книг. Мы предполагаем, что и наши дети тоже не часто слышать чтение родителей, не так часто рассматривают иллюстрации в книгах. Книга может служить инструментом общения родителей с детьми - развивать речь ребенка, усидчивость, умение думать, анализировать , обобщать и т.д.

Мы предлагаем использовать устное народное творчество для начала приобщения ребенка к книге.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - народ. Это творчество зачастую невелико по содержанию, что важно для наших детей.

Простые люди, которые сочиняли эти песенки, загадки, сказки не умели читать и писать, но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.

Может быть, некоторые из приведенных здесь песенок и загадок вы вспомните, а потом расскажете и споете своим детям.

И скороговорки, и смешилки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.        

Баю-бай, баю-бай,        

Ты, собачка, не лай,

Свою дочку не пугай!        

И в гудочек не гуди,        

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.


Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов.

Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.

Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: "да-да-да - в огороде лебеда", "ду-ДУ-ДУ - растут яблоки в саду", "ша-ша-ша - принесли домой ерша".

Скороговорка помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

Методика работы над скороговоркой На былинке пылинка, Пылинка на былинке.

  1. прохлопать ритм
  2. проговорить хором
  3. какие звуки выделяю голосом?
  4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?
  5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело

6. произнести низким голосом, а затем высоким.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

В капюшоне кукушонок смешон.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купила бабуся бусы Марусе.

Хлеб ржаной, батоны, булки        

Не добудешь на прогулке.

Кто обидит бобра

-Не увидит добра.


- На дворе трава,

На траве дрова.

Сеня в сени сено нёс

-Щекотало щёки, нос.

Загадки

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка - игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.

1. Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать ляжет в дупло.

2.В золотой тарелочке стоят черные домики, а улицы нет.

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

4. Не украшение, а - серебряный. Не пастух, а стадо овец пасет.

5. Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая.

Причины ошибок при отгадывании:

-Невнимательно слушали загадку или не дослушали до конца.

-Не запоминают полностью содержание загадки.-

-Используют при отгадывании не все признаки в загадке.

-Не имеют достаточно знаний о предмете.

-Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.

Отдельно можно было бы говорить и о сказках. Со сказками знакомят детей очень рано. Художественные образы и язык сказки прост и понятен малышу. Посредством сказки легче всего рассказывать первые и самые важные принципы нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Всегда малыши настаивают на повторении одной и той же сказки, при этом не дают рассказчику отступить от текста ни на шаг.

Понятно, что не сыскать чего-то правильнее, чтобы организовать спокойное засыпание детей. Мама, рассказывающая сказку малышу на ночь, передает ему свою нежность и любовь, которые дети хорошо чувствуют.


Литературная викторина для родителей.

1. «Вспомни сказку».

Вспомнить, какими словами оканчивается строчка, назвать сказку.

Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына, шалунишку.. .(Буратино).

И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок...
(Винни-Пух).

        

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто - то

Кто, простившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна лягушка).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. (Федорино горе)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Вор пшеницу воровал, А Иван его поймал. Вор волшебным оказался, И Иван на нем катался. (Сивка-бурка)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Вымолвил словечко -

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? (По щучьему велению)


2.        «Скажи и назови».

Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

Какие слова приговаривала девочка медведю? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

Из какой сказки эти слова? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

Из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средьзеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей. («Сказка о мертвой царевны и семи боготырей»)

Из какой сказки эти слова? «Иду на ногах, в красных сапогах, Несу косу на плечах. Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи».(3аюшкина избушка)

3.        «Кто есть кто?»

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

Наф-Наф (поросенок)

Чипполино (мальчик-лук)

Винтик, Шпунтик, Пончик (малыши из Солнечного города).

Тотошка (собака).

Серая Шейка (утка).

Матроскин (кот).

Колобок (хлебобулочное изделие).

Дядя Федор (мальчик).

4.        «Кто здесь был, и что забыл?».

Каждой команде показывают вещи, нужно назвать произведение из которых они взяты, а также ответить кто является автором.

Телефон. ( «Телефон»К. Чуковский).

Мыло. Полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский)

Туфелька («Золушка» Ш. Перро)

Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)

Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)

Горошина («Принцесса на горошине» Ш. Перро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта...